Что такое классификатор, зачем он нужен?

Практически каждый правообладатель ЗУ осведомлён о том, что участок допускает эксплуатацию только соответственно целевому назначению, в соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ.

В 2014 году вступила в силу классификация земельных участков по видам использования, которая позволяет детально рассмотреть нюансы целевого назначения, применяемые для той или иной категории земель.

Классификатор использования земельных участков утверждён Приказом Минэкономразвития РФ, под № 540, 1.09.14г. Здесь каждая категория представлена дробно, с указанием шифров и кодов, определяющих не только раздел категории, но и её подразделы, предлагающие варианты использования земельного участка.

Например, первый раздел – земли сельскохозяйственного назначения. Здесь даются перечнем 18 наименований назначений, в числе которых наделы для сада, огорода, пастбищ, возведения складов и сооружений для переработки сельхозпродукции. Каждое наименование относится к целевому назначению, а классификатор видов использования земельных участков устанавливает шифр для надела 1.1 – 1.18.

В других группах категорий иной номер вида разрешенного использования земельного участка. Например, группа «жилые застройки» укладывается в перечень из 7 видов: 2.1-2.7 Земли, предназначенные под капитальные строения, разделены на несколько групп. Каждая группа подразделяется на перечень, состоящий из нескольких видов.

Применение ЗУ не по назначению, соответствующему коду классификатора, приводит к административной ответственности (ст. 8.8.).

Следует учесть, что наименование категории и код разрешенного использования земельного участка – это две разные вещи. Более того, группировка шифров по первым числам не совпадает с критерием, предъявляемым к категориям. Если категории разрешенного использования земельных участков дают только общий перечень дифференциации наделов, то виды определяют перечень видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому допустимо конкретно применять по назначению земли сельскохозяйственного назначения, пунктов поселений и прочие, соответственно классификатору.

Кроме этого следует понимать различия между классификацией таких параметров земель, как:

  • целевое назначение;
  • разрешённое использование.

Нередко у правообладателей возникает их неправомерное отождествление. Для того, чтобы выявить существующие различия, подробные сведения о разрешённом, будут предоставлены далее.

Видео по теме

Целевое назначение земель

— разделение земель и земельных участков по видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения правового статуса земельного участка и его разрешённого использования, например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным кодексом РФ и другими законодательными актами и федеральными законами, в том числе законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных субъектах Российской Федерации.

Категории земель и их назначение

На 1 января 2013 года все земли Российской Федерации (всего 1 709 824 600 га) распределились по категориям следующим образом:

  • Земли сельскохозяйственного назначения (386 135 800 га)
  • Земли населённых пунктов (19 886 900 га)
  • Земли промышленности и иного спец. назначения (16 898 900 га)
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов (46 065 800 га)
  • Земли лесного фонда (1 121 928 100 га)
  • Земли водного фонда (28 044 500 га)
  • Земли запаса (90 864 600 га)

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельхозназначения — это земли с плодородными почвами за границами поселений, выделенные для сельскохозяйственных нужд (производства сельскохозяйственной продукции).

Виды земель сельскохозяйственного назначения

  • Сельскохозяйственные угодья: пашни; сенокосы; пастбища; залежи; земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
  • Земли, занятые: внутрихозяйственными дорогами; коммуникациями; лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; водными объектами; зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  • для создания и развития личных подсобных хозяйств
  • для ведения садоводства
  • для ведения огородничества
  • для ведения животноводства
  • для ведения рыбоводства
  • для сенокошения
  • для выпаса скота
  • для ведения охотничьего хозяйства
  • для дачного строительства

На землях сельхозназначения в некоторых случаях возможно индивидуальное жилищное строительство с регистрацией (пропиской) и без регистрации. В остальных случаях строительство жилых домов и регистрация (прописка) на землях сельхоназначения невозможна, или возможна с ограничениями, или возможна после перевода земель из этой категории в категорию земель населённых пунктов.

Земли населённых пунктов

Земли населённых пунктов (поселений) — это земли, находящиеся внутри границ населённых пунктов и поселений и предназначенные для застройки и развития этих населённых пунктов. Регулируются Градостроительным кодексом РФ, генеральными планами населённых пунктов и градостроительными нормами.

Земли поселений могут использоваться:

  • для застройки
  • для ведения личного подсобного хозяйства
  • для индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения — это земли, предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, что позволяет отграничить данную категорию земель от земель всех иных категорий, например, от схожих элементов состава земель поселений, таких, как производственные, инженерные и транспортные инфраструктуры, специального назначения, военных объектов. Земли с этим статусом всегда находятся за границами населённых пунктов, городских и сельских поселений.

Виды земель специального назначения и их использование:

  • Земли промышленности;
  • Земли энергетики;
  • Земли транспорта;
  • Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • Земли для обеспечения космической деятельности;
  • Земли обороны и безопасности;
  • Земли иного специального назначения;

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Карта ООПТ федерального значения на территории Российской Федерации, 2005 г.

Земли особо охраняемых территорий и объектов — это земли, изъятые государством из оборота и находящиеся под контролем и охраной государства. Такие земли имеют особое ценное значение: природоохранное, в том числе, водоохранное, научное, культурно-историческое, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное. На землях особо охраняемых территорий и объектов либо вообще не ведётся хозяйственная деятельность, либо ведётся только такая деятельность, которая необходима для сохранения самой территории или объекта.

Виды земель особо охраняемых территорий и объектов:

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

:

  • земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных природных заповедников;
  • земли государственных природных заказников;
  • земли памятников природы;
  • земли национальных парков;
  • земли природных парков;
  • земли дендрологических парков;
  • земли ботанических садов.

По данным GIS-Lab (неформального сообщества специалистов в области ГИС и ДЗЗ), актуальным на 2.09.2011 г., на территории Российской Федерации зарегистрировано 214 ООПТ федерального подчинения, из них 102 объекта — государственные заповедники, 43 — государственные национальные парки, 69 — федеральные заказники.

Земли природоохранного назначения

:

  • земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);
  • иные земли, выполняющие природоохранные функции, например, земли, выполняющие водоохранные функции.

Земли

рекреационного назначения — земельные участки, на которых находятся:

  • дома отдыха, пансионаты, кемпинги;
  • объекты физической культуры и спорта;
  • туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские и спортивные лагеря, детские туристические станции, дома рыболова и охотника;
  • туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы;
  • другие подобные объекты.

Земли

историко-культурного назначения — это земли, на которых расположены:

  • памятники истории и искусства, объекты культурного (в том числе, археологического) наследия народов РФ;
  • достопримечательности и достопримечательные места;
  • захоронения (военные и гражданские).

Земли

лечебно-оздоровительного назначения — это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающие природными лечебными ресурсами и предназначенные для лечения и отдыха граждан:

  • округи санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности;
  • курорты федерального значения.

Особо ценные земли

— это природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность:

  • типичные или редкие ландшафты;
  • культурные ландшафты;
  • сообщества растительных, животных организмов;
  • редкие геологические образования;
  • земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), кроме лесов на землях обороны, городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населённых пунктов, водного фонда и иных категорий.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли:

1. покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Перевод земель из категории в категорию

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель из одной категории в другую может осуществляться в отношении следующих земель следующими органами:

1. земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4. земель, находящихся в частной собственности:

  • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путём установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Категории землевладельцев и землепользователей

1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации

2. Муниципальные образования

3. Юридические лица

  • крестьянские (фермерские) хозяйства
  • хозяйственные товарищества и общества
  • производственные кооперативы
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • иные коммерческие организации
  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации
  • казачьи общества
  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, готовящих кадры в области сельского хозяйства, и общеобразовательные организации

4. Физические лица (граждане РФ)

  • в отдельную категорию граждан РФ, владеющих землями с особым статусом и на иных основаниях, чем все остальные граждане РФ, можно выделить общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так как сам термин «территория традиционного природопользования» был введён 22 апреля 1992 года специально для сохранения и защиты традиционного образа жизни этих малочисленных народов. Особый статус земель ТТП (один из типов земель ООПТ) предполагает, что представители коренных малочисленных народов будут заниматься на своих землях традиционными видами деятельности и, таким образом, сохранят свою аутентичность.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут быть землепользователями земель Российской Федерации, как правило, с существенными ограничениями.

Пользование участками земли осуществляется на разных правовых основаниях:

  • на основании права собственности (собственники)
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования (землепользователи)
  • на праве пожизненного наследуемого владения (землевладельцы)
  • по договору аренды, договору субаренды (арендаторы)
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (обладатели сервитута)

Отличия нового и старого классификатора

До 2014 года, обозначенная дифференциация проводилась на основании старого классификатора назначения земельных участков, принятого Федеральным законом от 22.07.10 г., под № 167-ФЗ. На основании данного закона, правом на установление видов целевого применения земель наделялись местные органы самоуправления.

Соответственно, отсутствовал единый федеральный стандарт, а каждый регион устанавливал принципы разрешённого применения земель отдельными муниципальными актами. Административные сведения не включались в единый Государственный реестр и находились исключительно в ведении местных властей. Это существенно затрудняло ведение контроля над земельным ресурсом.

Введенный новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков предоставил возможность использования шифров, которые передаются в Государственный реестр и допускают проведение анализа и мониторинга земельных массивов, с целью максимально эффективного распоряжения таковыми:

  • гражданами;
  • юридическими лицами;
  • муниципалитетами;
  • государственными учредителями.

Применяя коды категорий земельных участков, информация о целевом назначении и видах разрешённого применения становится максимально доступной.

При различиях, выявленных из-за разночтений старых и новых кодов, приоритет получает новый классификатор разрешенного использования земельных участков.

Вид разрешенного использования земельного участка: классификатор

Эта существенная характеристика надела дополняет свойства целевого назначения и подразделяется на следующие виды земельных участков по виду использования:

  • основной вид использования земельного участка;
  • условно разрешённые;
  • дополнительные.

Эти группы видов разрешенного использования земельных участков предусматривают правовые границы, в пределах которых ЗУ допускает распоряжения правообладателем, соответственно целевому назначению.

Подробнее рассмотрим, какие виды разрешенного использования земельных участков бывают в следующем видео:

Далее мы приводим актуальный ВРИ на данный момент. Под первой таблицей вы найдете кнопку, при клике на которую появится более подробный классификатор с видами земель.

Общая структура классификатора (ВРИ)

Подробный классификатор ВРИ. Виды земельных участков

Подробный классификатор ВРИ откроется по клику по кнопке ниже. ТАБЛИЦА ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ!

Основные виды разрешенного использования земельных участков населенных пунктов

Эти параметры определяются в качестве предельно фиксированных, жёстких рамок, ограничивающих собственника или иного титульного владельца. Основной режим использования земельного участка назначается во всех случаях, предусматривающих владение наделом и извлечение из такового полезных свойств.

Если владельцу представлен только основной вид использования, то он обязан следовать регламенту, предусмотренному для целевого назначения надела, которым он владеет. Например:

  • категория ЗУ – земли поселений;
  • целевое назначение – малоэтажный жилой дом;
  • разрешенное использование земельных участков – классификатор основной.

В этом случае допускается строительство дома в 1-2 этажа, без надворных построек и гаража. Для того, чтобы обустроить усадьбу на участке, требуется получить условно разрешенное использование земельного участка.

Условно разрешенные

Условно разрешенный вид использования земельного участка – это расширение регламента, установленного основным видом целевого использования, с условием разрешения действий, предоставленных органом местной власти.

Возникает на основании:

  1. Разрешения администрации, предоставленного в момент выдела участка арендатору или собственнику.
  2. Разрешения административной комиссии, принятого на публичных слушаниях, по заявлению собственника.

Чтобы получить условно разрешенные виды использования земельных участков требуется статус собственника ЗУ. Условия, которые таковой предусматривает приобрести, должны соответствовать:

  • целевому назначению ЗУ, не нарушая их;
  • зонированию территории;
  • градостроительному плану;
  • архитектурному контексту.

Поэтому к заявлению об изменении вида, прилагается документация из отдела градостроительства и архитектуры, подтверждающая допустимость тех или иных работ, заявленных собственником.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Дополнительные

К ним относятся нюансы деятельности правообладателя ЗУ, которые не вносят существенных изменений в окружающий контекст застройки и не требуют регистрации в Росреестре.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допускают внесения корректив по усмотрению владельца ЗУ, для этого не нужно обращаться за специальным разрешением.

Вспомогательное использование земельных участков должно опираться на уже имеющийся основной или условно разрешённый вид, и исходить из его специфики.

Например, при допустимости надворных построек, правообладатель вправе построить гараж или иное строение. А если в его ведении только основное разрешение – обустроить место для парковки автомобиля.

Разрешенные виды использования земельного участка и административная ответственность

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Размер штрафа составляет: для граждан от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, должностных лиц – от 1 до 1,5 процента, для юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов.

Учитывая, что размер штрафа «привязан» к кадастровой стоимости, а проверяющие и надзирающие органы не скрывают, что проверки проводят «в рамках мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета» (Самарский областной суд, дело № 21-794/2016,), то «правильное» использование земельного участка приобретает актуальное значение.

Использование земельного участка не по целевому назначению (?), казалось бы все просто. Целевое назначение (разрешенное использование) указывается в правоустанавливающих документах на земельный участок и использование участка не в соответствии с указанным видом образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. К примеру, участок предоставлен «для эксплуатации склада», а фактически склад на участке отсутствует, на участке расположено кафе.

А как быть, когда земельный участок предоставлен «для эксплуатации нежилого помещения с навесом», фактически используется «кафе с навесом» (Автозаводской районный суд г. Тольятти, д. № 12-37/2016). Нарушает ли размещение на земельном участке «кафе», разрешенное использование «для эксплуатации нежилого помещения»? Ведь само по себе кафе это нежилое помещение. И является ли такое нарушение (если оно есть) основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ?

Нарушается ли разрешенный вид использования земельного участка «для эксплуатации здания гаражно-строительного кооператива» если на участке, помимо капитального здания ГСК, размещаются другие временные, не капитальные объекты? И образует ли размещение на земельном участке таких объектов состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. К примеру: размещение на участке контейнера с оборудованием сотовой связи, мусорных контейнеров, лавочек, шлагбаума, вагончика для сторожа или передвижного торгового павильона (тип «Тонар»).

Суды (во всяком случае, Самарской области) полагают, что размещение на земельном участке любого объекта, не соответствующего разрешенному использованию участка, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом суды соглашаются с тем, что собственники и землепользователи вправе выбрать любой вид использования земельного участка, из установленных градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны. И оформить свой выбор, путем внесения изменений в сведения ГКН.

Считаю, что размещение на земельном участке временных, не капитальных объектов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (но могут образовывать составы иных правонарушений), и не требует изменения разрешенного использования земельного участка.

И вот почему:

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1). Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (ч. 2).

Кроме того, градостроительные регламенты не регулируют использование земельных участков под размещение не капитальных объектов. Так к примеру, согласно ч. 2 ст. 18 «Правил землепользования и застройки г. Тольятти» использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется отдельным правовым актом.

Соответственно, выбор вида разрешенного использования земельного участка или его изменение, на прямую связан с видом использования объекта капитального строительства, расположенного на этом участке.

В случае если на земельном участке расположен гараж (капитальный объект), то изменить вид разрешенного использования участка, к примеру, на «для эксплуатации склада», невозможно, не изменив целевое использование капитального объекта (гаража). Размещение на участке временных не капитальных объектов не изменяет вид использования капитального объекта. Сведения о некапитальных объектах не вносятся в ГКН, в отличие от капитальных.

Согласно «Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. № 613).

К элементам благоустройства территорий относятся: газоны; различные виды покрытий поверхности; бордюры; пандусы; ограждения; фонтаны; скамейки (городская мебель); мусорные контейнеры, урны (коммунально-бытовое оборудование); торговые палатки, шкафы телефонной связи, автоматы по продаже воды (уличное техническое оборудование); объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера (некапитальные нестационарные сооружения) и т.д.

Несмотря на то, что Апелляционным определение ВС РФ от 17.12.2015 г. № АПЛ15-557 «Методические рекомендации …» признаны недействующими, полагаю, что предлагаемая классификация элементов благоустройства может быть применима.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300 размещение элементов благоустройства может осуществляться на землях или земельных участках, без предоставления самих земельных участков.

Поскольку размещение элементов благоустройства территории может осуществляться без предоставления земельного участка, то и нет необходимости менять вид разрешенного использования этого участка.

Уважаемые коллеги, а как вы считаете, размещение на земельном участке, предоставленном для эксплуатации капитального строения (гараж, склад), не капитальных объектов (контейнер с оборудованием сотовой связи (шкаф телефонной связи), передвижного торгового павильона, мусорных контейнеров, лавочек, газонов и т.д.), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ?

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?

Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Если участок оформлен в собственность путём приватизации или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования, на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.

При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.

Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: