2
Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение. С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов. После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Разница между государственным и муниципальным имуществом
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?
Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.
Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности
Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:
- направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
- утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
- представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
- разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.
Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.
Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.
Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.
Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.
Условия приватизации
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Процедура приватизации
Приобрести у государства можно практически любое имущество. Исключения составляют военные, стратегические объекты и важные историко-культурные ценности. Например, военнослужащий получает жилье на территории части. Его нельзя получить в собственность, однако пользоваться им может не только он, но и члены семьи.
Есть ограничение и по субъектам приватизационного процесса. Выкупать собственность государства не могут юридические лица, в которых доля органов федеральной или региональной власти составляет более 25%. Порядок приватизации муниципального имущества утверждается каждым муниципалитетом самостоятельно и не должен противоречить федеральному законодательству.
Способ приобретения гос. имущества в собственность зависит от вида приватизации (передаваемого объекта). Большая часть передаваемого в частную собственность государственного имущества приходится на жилье и земельные участки. Приватизация жилых помещений бесплатна для проживающих в них людей. Земля на безвозмездной основе может быть передана только в двух случаях: она перешла по наследству или находится в пожизненном владении.
Еще одним видом приватизации является приобретение государственного или муниципального предприятия. Эта процедура осуществляется на платной основе.
Независимо от вида приватизации процедура передачи в частную собственность проводится в несколько основных этапов:
- составление перечня отчуждаемого имущества;
- утверждение этого перечня и порядка передачи;
- процедура оформления.
Длительность прохождения всех этапов зависит от того, кто является собственником объекта — федеральные власти или региональные. В остальном схема приватизации муниципального имущества (понятие, порядок, способы) идентична государственной.
Переоформление жилья
Жилые помещения, как правило, находятся в управлении местных органов власти. Поскольку
процесс перевода жилищного фонда из государственного в частный носит массовый характер, для его регламентации муниципалитеты издают региональные нормативные акты, где утверждают схему передачи жилья гражданам. Это значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры приобретения дома, квартиры или комнаты.
Безвозмездная передача жилых помещений в собственность граждан имеет некоторые особенности. Для ее осуществления необходимо получить согласие на переоформление от всех членов семьи, которые проживают в приватизируемом помещении, за исключением малолетних детей и ограниченных в дееспособности.
Совершеннолетние участники этой процедуры могут бесплатно стать собственниками квадратных метров только один раз. В дальнейшем такая возможность им предоставляется только на платной основе (выкуп жилья у государства) и не относится к приватизации.
Если хотя бы один из проживающих несогласен с переоформлением жилья, то получать разрешение на изменение статуса квартиры или дома придется через суд. Прибегнуть к помощи судебных инстанций придется и в тех случаях, когда гос. органы отказываются переоформлять в собственность объект недвижимости, необходимо его исключение из перечня неотчуждаемого имущества.
Способы приватизации
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
Субъекты приватизации государственного имущества
В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.
При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:
- унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
- организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
- организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.
Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Порядок приватизации имущества:
- составляется план процедуры;
- издается акт;
- осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
- формируется отчет о проделанной работе.
После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.
Процедура
Этапы приватизации:
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Необходимые документы
Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.
Какие документы необходимы:
- заявление лица, желающего приобрести имущество;
- паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
- правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
- выписка из ЕГРН;
- расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
- справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Дополнительно может понадобятся:
- письменное согласие на сделку второго супруга;
- свидетельство о браке или о разводе;
- разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
- нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
- финансовые документы (для юридических лиц).
Сроки
Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.
Условия продления
Многих граждан интересует вопрос о сроке действия дачной амнистии. Итак, согласно внесенным поправкам в соответствующий закон о приватизации земельных участков ее срок продлен до 1 марта 2020 года. Таким образом, в 2021 году.
Если же предполагается оформить регистрацию на право собственности после этого срока, то потребуется дополнительно предоставить в регистрирующий орган документ-разрешение на ввод к эксплуатацию.
При этом нельзя путать эти сроки со сроками безвозмездной приватизации земель сад-огородов, дач. Если ранее никаких временных рамок по этому поводу введены не были, то с вступлением в силу 23.06.2014 года некоторой поправки появился срок бесплатной приватизации – до 31 декабря 2021 года.
Теперь же следует сказать немного о порядке приватизации земель. Итак, дачная амнистия распространяется только на участки, полученные до 30 октября 2001 года – даты вступления в силу Земельного кодекса России.
При удовлетворении данного условия следующий шаг – изучение правоустанавливающего документа. Здесь следует найти информацию о том, на каком праве земля предоставлена. Отсутствии такой графы в тексте документа говорит о передаче участка на праве собственности.
Если в документе имеется информация о передаче земли на праве пожизненно наследуемого владения либо постоянного пользования, то следует приступать к непосредственно к процедуре приватизации земли – оформлению ее в собственность.
При отсутствии документов на землю вообще, нужно обратиться в орган местного самоуправления и запросить там выписку из хозяйственной книги. Это бумага в будущем и будет тем самым правоустанавливающим документом. При отсутствии в данной книге каких-либо сведений вообще, землю придется приобрести по рыночной цене.
Несколько иные правила действуют при оформлении в собственность частного жилого дома.
Итак, для этого потребуется предоставить в территориальный орган Росреестра некоторый перечень документов:
- заявление установленного образца;
- квитанцию об оплате государственной пошлины (ее размер равен 200 рублям);
- паспорт гражданина РФ заявителя;
- доверенность на представителя (при необходимости);
- кадастровый паспорт на дом;
- правоустанавливающий документ на землю.
Несколько иной перечень документации потребуется при регистрации не объекта ИЖС, а, например, дачного либо садового домика, расположенного на земле, предназначенного для осуществления дачного хозяйства, садоводства.
В этом случае он будет таким:
- заявление;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- паспорт заявителя;
- свидетельство о праве на участок;
- декларация на постройку.