Интернет в помощь, или Как узнать в режиме онлайн, стоит ли квартира на кадастровом учете?


Зачем нужна информация?

Прежде всего, надо определиться с тем, что именно собой представляет кадастровый учёт. Согласно законодательству, вся недвижимость в нашей стране должна быть зарегистрирована, а данные о ней должны отражаться в специальной базе данных (ранее – ЕКН (единый кадастр недвижимости), сейчас – ЕГРН (единый госреестр недвижимости).

Кадастровая информация касается:

  • Места физического нахождения объекта. Для земельных участков кадастровые данные включают в себя сведения о границах и контрольных точках, по которым осуществляется привязка. Для зданий, сооружений и квартир в домах такие сведения будут включать указание на то, на каком участке они находятся – а участок в свою очередь уже является привязанным к конкретным географическим объектам и координатам.
  • Технической информации об объекте недвижимости. Для квартиры кадастровые данные будут содержать указание на площадь, расположение в конкретном здании и на конкретном этаже и т. д.
  • Идентификации объекта. Эти сведения должны быть такими, чтобы можно было отличить конкретный участок от расположенного рядом (пусть даже и той же площади, и такого же назначения), а квартиру, скажем, на 3 этаже – от квартиры на 5-м, даже если обе одинаковой площади и типовой планировки.

Важно! Процесс постановки квартир на учёт в кадастре начался в 2008 году. Квартира в любом доме, введённом в эксплуатацию после этого года, на учёте состоит всегда. Для более старого жилья возможно отсутствие записи – но количество таких объектов с каждым годом сокращается.

Где можно получить?

С 1 января 2021 года в силу вступил ФЗ «О государственном учёте недвижимости» и теперь ГКН (равно как и старый ЕГРП – единый реестр прав на недвижимость) является частью общего реестра ЕГРН. Ведение же его по закону возложено на Росреестр – службу, которая должна обновлять постоянно информацию о каждом объекте недвижимости на территории России.

В результате сейчас получить данные о кадастровом учёте можно следующими способами:

  • Напрямую, обратившись в Росреестр по месту нахождения объекта. Для этого необходимо знать приёмные часы местного отделения и оплатить стоимость изготовления выписки из общего реестра в отношении конкретной квартиры.
  • Обратившись в МФЦ типа «Мои документы» или аналогичную структуру, действующую в городе. МФЦ призваны облегчить гражданам доступ к получению государственных и муниципальных услуг от органов власти.
  • Воспользовавшись онлайн-сервисами на портале «Госуслуги» или же на официальном сайте Росреестра.

Внимание! штрафы и снос незарегистрированных дачных домов

Есть еще и другая проблема — незарегистрированной недвижимости физлиц. И сейчас муниципальные власти, бюджеты которых формируются от уплаты местных налогов на объекты недвижимости, приступили к массированному поиску незарегистрированных построек — домов, бань, просторных сараев, веранд от 50 квадратных метров. В полную силу движение контролеров развернулось в Подмосковье. Скоро такую практику могут распространить на всю страну.

Это интересно: Исковое заявление о расторжении брака и взыскании алиментов

Как узнать через интернет?

Самый простой способ проверить информацию – это воспользоваться онлайн-сервисами в интернете. Но что для этого требуется?

Проверить через сайт Росреестра

Если человек решил узнать, поставлена ли квартира (или дом) на учет с помощью официального сайта регистрирующего органа (а конкретно – Росреестра), ему нужно воспользоваться следующим алгоритмом действий.

  1. Зайти на сайт по адресу https://rosreestr.ru.
  2. На главной странице найти ссылку «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и кликнуть по ней.
  3. Перейдя на новую страницу, в открывшейся поисковой форме ввести имеющиеся данные о квартире. Для поиска можно использовать:
      кадастровый или ранее присвоенный условный номер;
  4. либо полный почтовый адрес квартиры.
  5. После того как данные введены, нужно нажать на кнопку «Сформировать запрос».
  6. Запрашивающему будут выведены ссылки. Их количество зависит от того, сколько объектов подпадает под условия поиска. Например, если вводить адрес, то ссылка обычно одна – но при поиске по кадастровому номеру их может быть 2, 3 или более (механизм поиска на сайте учитывает лишь начало номера – и если номера различаются лишь последними цифрами, может найтись не один объект, а несколько).
  7. Далее, кликая по ссылкам, можно найти именно ту, которая относится к интересующей заявителя квартире.

Смотрите видео о том, как узнать информацию на сайте Rosreestr.ru об объекте недвижимости:

Узнать информацию об объекте недвижимости (Rosreestr.ru)
Узнать информацию об объекте недвижимости (Rosreestr.ru)

При помощи публичной карте онлайн

В некоторых случаях проще воспользоваться данными публичной кадастровой карты. Однако при этом нужно помнить про следующие обстоятельства:

  • Нормальный поиск по карте работает лишь в отношении земельных участков, а для квартир вполне возможно ложное срабатывание.
  • Публичная карта хоть и отражает актуальную информацию, но с некоторым запозданием (в пределах 2-3 месяцев – в зависимости от загрузки специалиста, который вносит данные в конкретном субъекте РФ).

Механизм действий в этом случае будет таким:

  1. Нужно перейти на сайт, где находится карта.
  2. Ориентируясь по характерным особенностям, отражённым на карте, нужно найти объект.
  3. Кликнув по объекту, можно получить общедоступные данные и, в том числе, кадастровый номер.

Обратите внимание! Использование кадастровой карты для ЗУ нормально, но поиск по квартирам крайне плохо организован. Крайне не рекомендуется его использовать в тех случаях, когда квартира проверяется перед сделкой.

Для чего важно проверять постановку дома на кадастровый учет?

Проверка недвижимости на факт нахождения в реестре — обязательный этап в процессе покупки имущества. Если сведения о доме или наделе земли отсутствуют в кадастре, провести операцию (изменить собственника) не получится. При этом узнать, поставлен ли дом на кадастровый учет, вправе владелец и другое лицо — потенциальный приобретатель недвижимости или арендополучатель.

Смотрите также: Что такое СРО

Если человек убедился в нахождении объекта на кадастровой карте, он уверен в открытости продавцов и отсутствии обмана в отношении имущества. Покупатель видит необходимую ему информацию, которую остается только сверить в реальности. Если не проверить факт постановки дома, квартиры или земли на учет, в будущем возможны споры в судебных органах, трудности с продажей и даже невозможность арендовать или продать имущество.

Уточняя факт регистрации недвижимости в Росреестре, приобретатель прав на объект уверен в его легальности. В будущем он сможет подарить, обменять, продать или передать имущество в наследство близкому родственнику. Кроме того, при необходимости можно получить кредит под залог дома, квартиры или земли. Чтобы проверить факт наличия объекта в кадастре, требуется знать варианты и их особенности, а также соблюдать законодательство РФ.

Необходимые документы

В том случае, если требуется получить информацию, обратившись в Росреестр или МФЦ, заявителю потребуются:

  1. Паспорт. Без этого заявление не будет принято.
  2. Заявление установленного образца. Заполнить его можно на месте непосредственно в Росреестре либо в МФЦ. При необходимости дежурный сотрудник даст все необходимые консультации по поводу того, какую и где нужно указывать информацию.
  3. Квитанция об оплате услуг.

На последнем стоит особо остановиться.

Стоимость

Выписка из ЕГРН, которая сейчас содержит и кадастровую информацию, выдаётся платно. Размер оплаты зависит от того, что именно требуется (бумажная распечатка, заверенная «синей печатью» Росреестра или файл, к которому прилагается электронная подпись, снабжённая всеми нужными криптографическими данными) и кто запрашивает информацию.

В среднем по состоянию на начало 2021 года выписка обойдётся:

  • 400 рублей – на бумажном носителе для граждан и органов власти.
  • 1100 рублей – на бумаге для организаций.
  • 250 рублей – в виде файла для граждан и органов власти, не имеющих согласно ФЗ «О госрегистрации недвижимости» права требовать информацию бесплатно.
  • 700 рублей – для организаций.

На заметку. Для ряда организаций (судов, судебных приставов, оперативных подразделений правоохранительных органов и т. д.) закон устанавливает право получать данные бесплатно. Что интересно, к числу таких организаций относятся и МФЦ.

Именно поэтому, обращаясь туда, гражданин не переплачивает за предоставление доступа к информации из ЕГРН.

Когда могут отказать?

Есть ситуации, когда данные из ЕГРН не будут предоставлены. Они связаны со следующими обстоятельствами:

  1. Заявитель не может подтвердить свою личность. Это означает, что у него либо нет паспорта, либо в уставных документах его организации от имени которой он выступает не зафиксировано право обращаться в ЕГРН за предоставлением информации.
  2. Данных об объекте нет. Это означает, что в период с 2008 года квартира так и не была поставлена на кадастровый учёт. В этом случае единственный выход – обратиться к специалистам и заказать оформление.
  3. Квартира не была зарегистрирована. Это прежде всего касается самовольных построек или же незаконченного строительства. В первом случае надо через суд добиваться установления права собственности на квартиру, во втором – либо ждать окончания строительства, либо опять-таки через суд добиваться регистрации.
  4. Информация является закрытой. Это возможно в том случае, когда законодательство разрешает не предоставлять информацию заявителю в связи с требованиями государственной безопасности. В этом случае жаловаться бесполезно – лучше сразу отказаться от любой планировавшейся сделки с этой недвижимостью.

Какова процедура регистрации дома в Росреестре по дачной амнистии

  1. Дачная амнистия распространяет свое действие только на земельные участки, которые были получены до введения в действие Земельного кодекса, то есть до 30.10.2001. Это означает, что вновь приобретенные участки оформить по упрощенному варианту уже не получится.
  2. Оформление прав по дачной амнистии, как и любая другая регистрация, применимо не ко всем категориям земельных участков. В частности, она не распространяется на участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
  3. На практике нередко возникают ситуации, когда площадь участка, указанная в правоустанавливающем документе, меньше, чем есть на самом деле. Важно знать, что даже в этом случае органы Росреестра не вправе отказать в государственной регистрации. Зарегистрирована при этом будет действительная площадь участка, хотя и в таком случае границы земельного надела обязательно согласуются с соседями.
  4. Бывает и так, что реальная площадь участка меньше, чем указанная в документах. В этом случае обращаемся в Росимущество с заявлением об уточнении границ земельного участка и прикладываем к заявлению кадастровый план и документы о межевании участка. После этого приносим документ об уточнении площади в Росреестр для того, чтобы соответствующие изменения были внесены в ЕГРП.

Нет записи

В том случае, если в отношении объекта недвижимости нет полноценной записи о постановке на кадастровый учёт, нужно помнить:

  • Отсутствие кадастровых данных означает неполноту информации в ЕГРН.
  • Если нет кадастровых данных – нет технической информации о квартире в регистрирующих органах. Это будет значить, что, например, при взыскании налога за имущество база будет исчисляться неправильно.

Избежать проблем можно только одним способом – обратившись в регистрирующие органы и заказав полноценную постановку помещения на учёт. После этого в ЕГРН появится соответствующая информация, и с квартирой можно будет осуществлять любые сделки.

Важно! В том же случае, если данных нет, провести полноценную регистрацию перехода для права собственности у покупателя или продавца не выйдет.

Покупаем дачу: что проверить, чтобы не лишиться участка и денег

Все это вполне вписывается в рамки законодательства, однако для покупателя земли может выйти боком. На практике известно немало случаев, когда границы, описанные на глазок при оформлении в упрощенном порядке, в дальнейшем «съеживались». Скажем, у покупателя земли через какое-то время может возникнуть необходимость точно установить границы — при спорах с соседями, в случае оформления ипотеки и др. Для этого проводится межевание, и может оказаться, что сотка, а то и две не входят в уточненные границы. А ведь продавцу за них были заплачены деньги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: