Зачем нужна информация?
Прежде всего, надо определиться с тем, что именно собой представляет кадастровый учёт. Согласно законодательству, вся недвижимость в нашей стране должна быть зарегистрирована, а данные о ней должны отражаться в специальной базе данных (ранее – ЕКН (единый кадастр недвижимости), сейчас – ЕГРН (единый госреестр недвижимости).
Кадастровая информация касается:
- Места физического нахождения объекта. Для земельных участков кадастровые данные включают в себя сведения о границах и контрольных точках, по которым осуществляется привязка. Для зданий, сооружений и квартир в домах такие сведения будут включать указание на то, на каком участке они находятся – а участок в свою очередь уже является привязанным к конкретным географическим объектам и координатам.
- Технической информации об объекте недвижимости. Для квартиры кадастровые данные будут содержать указание на площадь, расположение в конкретном здании и на конкретном этаже и т. д.
- Идентификации объекта. Эти сведения должны быть такими, чтобы можно было отличить конкретный участок от расположенного рядом (пусть даже и той же площади, и такого же назначения), а квартиру, скажем, на 3 этаже – от квартиры на 5-м, даже если обе одинаковой площади и типовой планировки.
Важно! Процесс постановки квартир на учёт в кадастре начался в 2008 году. Квартира в любом доме, введённом в эксплуатацию после этого года, на учёте состоит всегда. Для более старого жилья возможно отсутствие записи – но количество таких объектов с каждым годом сокращается.
Где можно получить?
С 1 января 2021 года в силу вступил ФЗ «О государственном учёте недвижимости» и теперь ГКН (равно как и старый ЕГРП – единый реестр прав на недвижимость) является частью общего реестра ЕГРН. Ведение же его по закону возложено на Росреестр – службу, которая должна обновлять постоянно информацию о каждом объекте недвижимости на территории России.
В результате сейчас получить данные о кадастровом учёте можно следующими способами:
- Напрямую, обратившись в Росреестр по месту нахождения объекта. Для этого необходимо знать приёмные часы местного отделения и оплатить стоимость изготовления выписки из общего реестра в отношении конкретной квартиры.
- Обратившись в МФЦ типа «Мои документы» или аналогичную структуру, действующую в городе. МФЦ призваны облегчить гражданам доступ к получению государственных и муниципальных услуг от органов власти.
- Воспользовавшись онлайн-сервисами на портале «Госуслуги» или же на официальном сайте Росреестра.
Внимание! штрафы и снос незарегистрированных дачных домов
Есть еще и другая проблема — незарегистрированной недвижимости физлиц. И сейчас муниципальные власти, бюджеты которых формируются от уплаты местных налогов на объекты недвижимости, приступили к массированному поиску незарегистрированных построек — домов, бань, просторных сараев, веранд от 50 квадратных метров. В полную силу движение контролеров развернулось в Подмосковье. Скоро такую практику могут распространить на всю страну.
Это интересно: Исковое заявление о расторжении брака и взыскании алиментов
Как узнать через интернет?
Самый простой способ проверить информацию – это воспользоваться онлайн-сервисами в интернете. Но что для этого требуется?
Проверить через сайт Росреестра
Если человек решил узнать, поставлена ли квартира (или дом) на учет с помощью официального сайта регистрирующего органа (а конкретно – Росреестра), ему нужно воспользоваться следующим алгоритмом действий.
- Зайти на сайт по адресу https://rosreestr.ru.
- На главной странице найти ссылку «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и кликнуть по ней.
- Перейдя на новую страницу, в открывшейся поисковой форме ввести имеющиеся данные о квартире. Для поиска можно использовать:
- кадастровый или ранее присвоенный условный номер;
- либо полный почтовый адрес квартиры.
- После того как данные введены, нужно нажать на кнопку «Сформировать запрос».
- Запрашивающему будут выведены ссылки. Их количество зависит от того, сколько объектов подпадает под условия поиска. Например, если вводить адрес, то ссылка обычно одна – но при поиске по кадастровому номеру их может быть 2, 3 или более (механизм поиска на сайте учитывает лишь начало номера – и если номера различаются лишь последними цифрами, может найтись не один объект, а несколько).
- Далее, кликая по ссылкам, можно найти именно ту, которая относится к интересующей заявителя квартире.
Смотрите видео о том, как узнать информацию на сайте Rosreestr.ru об объекте недвижимости:
Узнать информацию об объекте недвижимости (Rosreestr.ru)
При помощи публичной карте онлайн
В некоторых случаях проще воспользоваться данными публичной кадастровой карты. Однако при этом нужно помнить про следующие обстоятельства:
- Нормальный поиск по карте работает лишь в отношении земельных участков, а для квартир вполне возможно ложное срабатывание.
- Публичная карта хоть и отражает актуальную информацию, но с некоторым запозданием (в пределах 2-3 месяцев – в зависимости от загрузки специалиста, который вносит данные в конкретном субъекте РФ).
Механизм действий в этом случае будет таким:
- Нужно перейти на сайт, где находится карта.
- Ориентируясь по характерным особенностям, отражённым на карте, нужно найти объект.
- Кликнув по объекту, можно получить общедоступные данные и, в том числе, кадастровый номер.
Обратите внимание! Использование кадастровой карты для ЗУ нормально, но поиск по квартирам крайне плохо организован. Крайне не рекомендуется его использовать в тех случаях, когда квартира проверяется перед сделкой.
Для чего важно проверять постановку дома на кадастровый учет?
Проверка недвижимости на факт нахождения в реестре — обязательный этап в процессе покупки имущества. Если сведения о доме или наделе земли отсутствуют в кадастре, провести операцию (изменить собственника) не получится. При этом узнать, поставлен ли дом на кадастровый учет, вправе владелец и другое лицо — потенциальный приобретатель недвижимости или арендополучатель.
Смотрите также: Что такое СРО
Если человек убедился в нахождении объекта на кадастровой карте, он уверен в открытости продавцов и отсутствии обмана в отношении имущества. Покупатель видит необходимую ему информацию, которую остается только сверить в реальности. Если не проверить факт постановки дома, квартиры или земли на учет, в будущем возможны споры в судебных органах, трудности с продажей и даже невозможность арендовать или продать имущество.
Уточняя факт регистрации недвижимости в Росреестре, приобретатель прав на объект уверен в его легальности. В будущем он сможет подарить, обменять, продать или передать имущество в наследство близкому родственнику. Кроме того, при необходимости можно получить кредит под залог дома, квартиры или земли. Чтобы проверить факт наличия объекта в кадастре, требуется знать варианты и их особенности, а также соблюдать законодательство РФ.
Необходимые документы
В том случае, если требуется получить информацию, обратившись в Росреестр или МФЦ, заявителю потребуются:
- Паспорт. Без этого заявление не будет принято.
- Заявление установленного образца. Заполнить его можно на месте непосредственно в Росреестре либо в МФЦ. При необходимости дежурный сотрудник даст все необходимые консультации по поводу того, какую и где нужно указывать информацию.
- Квитанция об оплате услуг.
На последнем стоит особо остановиться.
Стоимость
Выписка из ЕГРН, которая сейчас содержит и кадастровую информацию, выдаётся платно. Размер оплаты зависит от того, что именно требуется (бумажная распечатка, заверенная «синей печатью» Росреестра или файл, к которому прилагается электронная подпись, снабжённая всеми нужными криптографическими данными) и кто запрашивает информацию.
В среднем по состоянию на начало 2021 года выписка обойдётся:
- 400 рублей – на бумажном носителе для граждан и органов власти.
- 1100 рублей – на бумаге для организаций.
- 250 рублей – в виде файла для граждан и органов власти, не имеющих согласно ФЗ «О госрегистрации недвижимости» права требовать информацию бесплатно.
- 700 рублей – для организаций.
На заметку. Для ряда организаций (судов, судебных приставов, оперативных подразделений правоохранительных органов и т. д.) закон устанавливает право получать данные бесплатно. Что интересно, к числу таких организаций относятся и МФЦ.
Именно поэтому, обращаясь туда, гражданин не переплачивает за предоставление доступа к информации из ЕГРН.
Когда могут отказать?
Есть ситуации, когда данные из ЕГРН не будут предоставлены. Они связаны со следующими обстоятельствами:
- Заявитель не может подтвердить свою личность. Это означает, что у него либо нет паспорта, либо в уставных документах его организации от имени которой он выступает не зафиксировано право обращаться в ЕГРН за предоставлением информации.
- Данных об объекте нет. Это означает, что в период с 2008 года квартира так и не была поставлена на кадастровый учёт. В этом случае единственный выход – обратиться к специалистам и заказать оформление.
- Квартира не была зарегистрирована. Это прежде всего касается самовольных построек или же незаконченного строительства. В первом случае надо через суд добиваться установления права собственности на квартиру, во втором – либо ждать окончания строительства, либо опять-таки через суд добиваться регистрации.
- Информация является закрытой. Это возможно в том случае, когда законодательство разрешает не предоставлять информацию заявителю в связи с требованиями государственной безопасности. В этом случае жаловаться бесполезно – лучше сразу отказаться от любой планировавшейся сделки с этой недвижимостью.
Какова процедура регистрации дома в Росреестре по дачной амнистии
- Дачная амнистия распространяет свое действие только на земельные участки, которые были получены до введения в действие Земельного кодекса, то есть до 30.10.2001. Это означает, что вновь приобретенные участки оформить по упрощенному варианту уже не получится.
- Оформление прав по дачной амнистии, как и любая другая регистрация, применимо не ко всем категориям земельных участков. В частности, она не распространяется на участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
- На практике нередко возникают ситуации, когда площадь участка, указанная в правоустанавливающем документе, меньше, чем есть на самом деле. Важно знать, что даже в этом случае органы Росреестра не вправе отказать в государственной регистрации. Зарегистрирована при этом будет действительная площадь участка, хотя и в таком случае границы земельного надела обязательно согласуются с соседями.
- Бывает и так, что реальная площадь участка меньше, чем указанная в документах. В этом случае обращаемся в Росимущество с заявлением об уточнении границ земельного участка и прикладываем к заявлению кадастровый план и документы о межевании участка. После этого приносим документ об уточнении площади в Росреестр для того, чтобы соответствующие изменения были внесены в ЕГРП.
Нет записи
В том случае, если в отношении объекта недвижимости нет полноценной записи о постановке на кадастровый учёт, нужно помнить:
- Отсутствие кадастровых данных означает неполноту информации в ЕГРН.
- Если нет кадастровых данных – нет технической информации о квартире в регистрирующих органах. Это будет значить, что, например, при взыскании налога за имущество база будет исчисляться неправильно.
Избежать проблем можно только одним способом – обратившись в регистрирующие органы и заказав полноценную постановку помещения на учёт. После этого в ЕГРН появится соответствующая информация, и с квартирой можно будет осуществлять любые сделки.
Важно! В том же случае, если данных нет, провести полноценную регистрацию перехода для права собственности у покупателя или продавца не выйдет.
Покупаем дачу: что проверить, чтобы не лишиться участка и денег
Все это вполне вписывается в рамки законодательства, однако для покупателя земли может выйти боком. На практике известно немало случаев, когда границы, описанные на глазок при оформлении в упрощенном порядке, в дальнейшем «съеживались». Скажем, у покупателя земли через какое-то время может возникнуть необходимость точно установить границы — при спорах с соседями, в случае оформления ипотеки и др. Для этого проводится межевание, и может оказаться, что сотка, а то и две не входят в уточненные границы. А ведь продавцу за них были заплачены деньги.