ХВС и водоотведение: новое в законодательстве c 2017 года

Водоснабжение относится к самой затратной статье коммунальных расходов для любого городского и сельского пользователя, причём объёмы потребляемой при этом воды могут различаться для разных регионов России. Причиной этому является не своеволие работников коммунальных служб, а наличие законодательно утверждённых норм расходования воды на человека в границах каждого муниципального образования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Существующие нормы потребления горячей и холодной воды вводятся в действии постановлениями специальных комиссий индивидуально для каждого субъекта федерации, так что универсального показателя для них не существует.

Правовое обоснование

Расход воды на одного человека без прибора учета рассчитывается в соответствии с Постановлением правительства РФ № 1380 от 17 декабря 2014 года.

Предоставление коммунальных услуг, в том числе по холодному и горячему водоснабжению, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением правительства РФ № 354. В этом нормативно-правовом акте прописаны формулы, применяемые для расчета платы за воду.

Нормы потребления и отведения воды не меняются уже на протяжении 30 лет. Обозначены некоторые отклонения с учетом типа дома. Стоимость 1 кубометра устанавливается местными органами власти с учетом Закона № 210, который регулирует применение тарифов водоснабжения.

Нормативы потребления также обозначены в СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Коммунальный службы должны руководствоваться при расчетах указанными нормативно-правовыми актами.

Нормативы потребления воды на человека в Москве

Стоит отметить, что Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2021г. №75-ПП, суммарный объем потребления воды в помещении, не оборудованным прибором учета воды, не может превышаеть величины утвержденных нормативов потребления воды на человека, уменоженных на коэффициент 2, т.е.:

Граждане, проживающие в Москве в квартирах или жилых домах, не оборудованных водосчетчиками оплачивают потребленную воду исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов потребления воды на человека.

Нормы потребления холодной воды без счетчика

Норматив по холодному водоснабжению в России составляет 6,9 м. куб. на одного человека. Предприятия-поставщики ресурса имеют право увеличивать это значение. Но эта мера должна быть обоснована, к примеру, существенным перерасходом, но не более чем в 2 раза.

Расчет производится на основании потребности в воде для среднестатистического жителя страны:

  • гигиенические процедуры с использованием ванны — 200 литров;
  • однократный прием душа — 15-30 литров (суточная норма);
  • использование унитаза — 260 литров;
  • прочие нужды — 0,8 м. куб.

Норматив потребления водоотведения может быть значительно уменьшен, если исключить протечки бачка и лишние смывы.

В соответствии с пунктом 28 Постановления правительства № 1498 от 26.12.2016 года плата за услугу начисляется с учетом количества зарегистрированных граждан, независимо от их фактического места пребывания. Норма закона применяется с 1 января 2021 года.

Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика

  • прием душа ежедневно – до 30 литров;
  • умывание, бритье и т.д., что составляет наши ежедневные потребности, — 200 литров в неделю;
  • вода, которая набирается в бачок унитаза, — примерно 200 литров в день;
  • прием ванны – 200 литров в неделю;
  • остальные траты, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды.

Тариф для не имеющих индивидуальных счетчиков с повышающим коэффициентом станет в 1,5 раза больше, чем тариф для тех, у кого счетчики установлены. Таким образом, в формулу расчета добавится еще одна составляющая и она станет следующей:

Нормы потребления горячей воды без счетчика

По статистике, население использует больше холодной воды, чем горячей. Поэтому норма потребления горячей воды в месяц на человека установлена на отметке 4,7 м. куб. Но это не окончательное значение.

Если для этого есть основания, управляющая компания имеет право увеличить норматив в 2 раза. При расчете не учитывается количество реально проживающих лиц по конкретному адресу. На услуги по водоотведению также применяются нормативы.

Нормативы потребление горячей и холодной воды на 1 человека в день, месяц, год

  • Сравнение показаний счётчиков на магистральных коммуникациях с нормами потребления и выявление фактической разницы;
  • контрольные замеры;
  • замеры ночного расхода;
  • замеры давления до и после насосов;
  • сравнение температуры возле нагревателя и в самых удалённых от него точках.
  • Расчёт водопотребления на семью проводится по количеству лиц, официально зарегистрированных в квартире, а не фактически проживающих в ней.

Минимальные (реальные) расходы воды на 1 человека в день.

Нормы потребления устанавливаются как для обитателей многоквартирных, так и частных домов. В частных домах люди расходуют больше воды, и это отражается в коэффициентах поправок . Нормы расхода воды в частном доме рассчитываются на этапе проектирования участка и дома и обязательно учитывают:

Тарифы потребления воды в городах России

Каждый субъект РФ устанавливает собственные значения потребления воды на 1 человека без прибора учета. Это достаточно сложные расчеты, в которых учитывается масса факторов.

В каждом конкретном многоквартирном доме значения могут не совпадать с региональными значениями, поэтому управляющие компании могут их корректировать в разрешенных пределах.

Нормы потребления холодной и горячей воды по городам отражены в таблице:

ГородХолодная водаГорячая вода
Объем потребления на 1 человека в куб. метрахСтоимость в рубляхОбъем потребления на 1 человека в куб. метрахСтоимость в рублях
Уфа6,35612,152,58257,2
Екатеринбург5,6231,65,0489,11
Челябинск4,2531,63,1189,11
Краснодар4,0431,62,6589,11
Воронеж5,131,63,0789,11
Новосибирск5,19331,63,68789,11
Пермь5,631,63,4152,2
Казань6,7331,63,44152,2
Самара7,927,13,6130,2
Санкт-Петербург5,36253,89100
Москва6,93538,064,745188,53

Обозначенные данные применяются к индивидуальным и многоквартирным домам, которые подключены к центральному водоснабжению. Учитывается, что в жилых помещениях имеется душ или ванна, унитаз и раковина.

Органы власти в регионах устанавливают индивидуальные нормативы для юридических лиц.

Нормы расхода

Спасибо, ваш отзыв важен для нас

01.01.2018

★★★★★

5 5 1

“Спасибо за быстрый ответ на звонок, очень помогли! Ваш юрист объясняет доходчиво, сразу всё стало понятно. Буду подавать теперь на перерасчёт, потому что переплачивали за воду почти втрое.”

— Зинаида

Правительством установлен объем в 6 кубов на каждого человека холодной воды и 3 куба горячей воды. Данные объемы – норма расхода воды на человека на месяц. Это говорит о том, что каждый прописанный в квартире человек может ежедневно использовать порядка 200 литров холодной воды, а также 100 литров горячей. Это очень завышенные параметры, если брать во внимание среднестатистические параметры. Полная ванна требует расхода 250 литров воды. Но не каждый день человек ее принимает. К этому стоит подходить внимательно. Параметры будут зависеть от сезона года, так как летом и зимой расход значительно различается. Норма потребления воды также будет варьироваться.

Существуют и общие показатели воды на человека в месяц для всех регионов страны, которые должны учитываться. Каждый человек потребляет в день порядка 2-3 литров воды, при этом затраты на готовку доходят до трех литров. Чтобы почистить зубы и умыться, а также исполнить все остальные гигиенические требования, расходуется 6-8 литров в день. Если установлена в квартире ванна, то на ее заполнение уходит 150-200 литров за один раз, а мытье в душе исходит из показателей 15-20 литров воды каждую минуту. В отдельную строку выделяют полив газона, если конечно имеется приусадебный участок. С наличием собственного водопровода, а также ванной, газовым или паровым отоплением будут различаться и коэффициенты расхода воды. То есть, в конкретной ситуации все будет разниться.

Применение повышающих коэффициентов

Если в жилых помещениях есть все технические условия для монтажа индивидуальных приборов учета, но собственники это не делают, то согласно законодательным нормам при расчете оплаты за водоснабжение применяются повышающие коэффициенты. Это правило действует с января 2017 года.

Стоит отметить, что такой подход серьезно ударил по кошелькам граждан. Целью такого введения было стимулирование населения для установки в квартирах счетчиков на все ресурсы.

Управляющие компании и товарищества собственников жилья осуществляют контроль за потреблением воды во всем многоквартирном доме. Для этого устанавливаются общедомовые приборы.

Значение повышающего коэффициента прописано в Постановлении правительства № 1498, и его показатель равен 1,5. Оплата без применения повышающего коэффициента возможна в отдельных ситуациях, прописанных на законодательном уровне.

Нормы расхода воды в 2021 году на 1 человека в месяц

Усреднённые показатели были разделены на фактическое количество жильцов. В результате утверждены усреднённые фиксированные нормативы оплаты, в зависимости от количества прописанных в квартире или частном доме.

  • особенности климата;
  • степень изношенности основных фондов;
  • плотность населения;
  • стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
  • прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.

Формула расчета воды без счетчика

Начисление оплаты за услуги водоснабжения производится согласно пункту 4а приложения 2 Постановления правительства № 354.

Формула, по которой определяется расчет потребления воды по нормативу в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, прописана в пункте 42 главы 4 указанного Постановления, и выглядит она следующим образом: П = Г × Н × Т,

в которой:

  • П — плата;
  • Г — количество граждан;
  • Н — норматив на потребление воды, действующий в настоящее время;
  • Т — региональный тариф на воду.

Население, не желающие устанавливать приборы учета или пропустившие очередную их поверку, оплачивают за услуги холодного водоснабжения больше. Разница получается за счет применения повышающего коэффициента.

Формула выглядит так: П = Г × Н × К × Т,

в которой:

  • П — плата;
  • Г — количество граждан;
  • Н — норматив на потребление воды, действующий в настоящее время;
  • К — повышающий коэффициент (по состоянию на 2021 год он равен 1,5);
  • Т — региональный тариф на воду.

Горячая вода оплачивается по принципу, который выбирает сама управляющая компания:

  • по объему потребленного ресурса — применяется формула, аналогичная расчету оплаты за холодную воду;
  • вода и подогрев оплачиваются отдельно — формула расчет усложняется добавлением еще одного параметра — количества тепловой энергии, которая требуется для нагрева воды до нормативной температуры.

Не нужно иметь выдающиеся математические способности, чтобы понять, что при наличии счетчика экономия по оплате за воду очевидна.

Нормативы потребления воды на человека без счетчика в 2021 году

Разница в сумме оплаты воды по счетчику и нормативам кроется лишь в количестве кубов. Владельцы индивидуальных приборов учета платят только за то количество жидкости, которое было ими использовано. Собственники жилья, в которых нет счетчиков, будут оплачивать среднее значение, т.е. норматив на одного человека. Тарифы на воду устанавливаются отдельно в каждом регионе и городе.

  • 30 л – на ежедневный прием душа.
  • 200 л – на еженедельную чистку зубов, умывание и бритье.
  • 200 л – на еженедельный прием ванной.
  • 200 л – на ежедневный набор воды в бачок унитаза.
  • 60 л – на ежедневное приготовление еды и питье.

Преимущества и недостатки установки счетчика

Преобразовать квартиры водомерами необходимо было до 1 июля 2012 года. Исключение было сделано только для маневренных и аварийных домов. После этой даты оплата за услуги в жилье, не оборудованном ИПУ, стала вычисляться с применением повышающего коэффициента.

Если граждане не согласны с выставленными счетами, они вправе обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию. Будет проведена проверка, и на ее основании принято решение пересчитать или оставить на прежнем уровне выставленный счет.

Плюсы:

  • оплата начисляется только за потребленный объем;
  • контролируется расход ресурса;
  • начисления не зависят от количества зарегистрированных лиц.

Минусы:

  • если прибор выйдет из строя, оплата должна производиться по нормативу;
  • некачественный счетчик показывает большие погрешности;
  • расходы на покупку, монтаж, опломбирование и периодические поверки.

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ ЖИЛЬЯ

N п/п Категории многоквартирных домов Ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц)
1 Жилые дома со всеми удобствами, независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные в I зоне 16,56
2 Жилые дома со всеми удобствами, независимо от материала стен и наличия лифта и мусоропровода, расположенные во II зоне 15,05

Особенности оплаты за воду в квартирах без счетчиков и жильцов

Если в жилом помещении никто не живет и не установлены приборы учета, начисления производятся по нормативу, исходя из количества собственников.

В этой ситуации есть два выхода:

  • установить счетчик;
  • заказать в УК установку пломбы на один из вентилей водопровода — процедуру произведут на следующий день после подачи заявки. После опломбирования платить за воду не придется.

Снизить затраты по оплате услуг водоснабжения и водоотведения можно, представив документы в управляющую компанию, которые подтвердят отсутствие жильцов за определенный период:

  • больничные листы о стационарном лечении;
  • военный билет — справка о прохождении срочной военной службы;
  • длительные выезд в другой город — командировочные, справки, подтверждающие уход за тяжело больным родственником.

Новое в требованиях к водоотведению

ПП РФ № 1134 смягчило требования к составу и свойствам сточных вод, которые отводятся в централизованную систему водоотведения.

В приложении № 5 к Правилам холодного водоснабжения теперь установлены более мягкие нормативы для содержания сульфатов, меди, мышьяка, алюминия, железа, фенолов и других элементов и веществ. Более того, исключены требования по индексу токсичности, минерализации, кратности разбавления, а также по содержанию стронция. Отсутствие требований к стронцию объясняется тем, что этот элемент часто присутствует в подземной природной воде и не оказывает существенного воздействия на канализационные системы. Вместо него ПП РФ № 1134 вводит норматив по показателю полихлорированным бифенилам – особо опасным, канцерогенным веществам.

При этом данные требования могут быть изменены в сторону смягчения, если с организацией, которая занимается водоотведением и очисткой сточных вод, заключается договор, предусматривающий превышение требований. Но для этого должно соблюдаться условие: очистные сооружения могут выдержать дополнительную нагрузку, и качество очистки сточных вод не ухудшится. Причём этот факт должен быть подтверждён результатами технического обследования.

Другое важное изменение касается того, как будет обеспечиваться выполнение требований к составу и свойствам сточных вод. Ранее Правила холодного водоснабжения предусматривали такую возможность только с помощью локальных очистных сооружений. Теперь же у абонентов есть право выбирать один или несколько пунктов из списка мероприятий:

  • строительство или модернизация локальных очистных сооружений, а также очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;
  • создание систем оборотного водоснабжения;
  • внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод;
  • передача сточных вод для очистки специализированным организациям по договору;
  • заключение договора между организацией ВКХ и абонентом.

Законна ли установка «заглушек» в канализацию при ограничении водоотведения должникам за КУ
75918

0

СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

№ п/пКатегории домовЦены за содержание и ремонт жилых помещений
за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, для граждан-пользователей жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности городу Москве и предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования и для граждан — собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем (в рублях за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, с учетом НДС)за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, для граждан-пользователей жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности городу Москве и предоставленными в пользование по договору безвозмездного пользования, для граждан — собственников жилых помещений, имеющих единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, граждан — собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем, и для нанимателей по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования (в рублях за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, с учетом НДС)
для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах домадля жилых помещений, расположенных на первом этаже домадля жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах домадля жилых помещений, расположенных на первом этаже дома
1 2 3 4 5 6
1Многоквартирные дома:
1.1 Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом 23,60 20,56 26,53 23,56
1.2 Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода 22,25 19,20 24,08 21,10
1.3 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, с мусоропроводом 20,56 20,56 23,56 23,56
1.4 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода 19,20 19,20 21,10 21,10
1.5 Жилые дома без одного или более видов удобств или с износом 60 процентов и более процентов, а также жилые помещения (квартиры), признанные в установленном порядке непригодными для проживания 11,45 11,45 14,32 14,32
2 Малоэтажные дома жилищного фонда города Москвы:
2.1 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода 19,06

Ставки планово-нормативного расхода для расчета размера субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, жилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности или собственности граждан

N п/п Категории многоквартирных домов Ставки планово-нормативного расхода (рублей в месяц за 1 кв.м общей площади жилого помещения)
1 Жилые дома с лифтом и мусоропроводом 27,60
2 Жилые дома с лифтом, без мусоропровода 25,05
3 Жилые дома без лифта, с мусоропроводом 24,50
4 Жилые дома без лифта, без мусоропровода 21,95

Примечания: 1. Указанные ставки планово-нормативного расхода применяются для расчета размера субсидий, предоставляемых организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в порядке и на условиях, определенных Правительством Москвы. 2. Для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, имеющих особо сложное (нетиповое) инженерное оборудование и (или) индивидуально-экспериментальное проектное решение, включенных в установленном порядке в адресный перечень, утвержденный распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, а также в многоквартирных домах до 1953 года постройки (включительно), не включенных в указанный адресный перечень, к указанным ставкам планово-нормативного расхода применяются повышающие коэффициенты: — для жилых домов с лифтом, мусоропроводом, являющихся объектами культурного наследия (памятники истории и культуры), — 2,113; — для жилых домов высотой более 75 метров с лифтом, с мусоропроводом — 1,571; — для жилых домов с лифтом, мусоропроводом, вакуумной системой мусороудаления — 1,693; — для жилых домов индивидуальных и пилотных проектов застройки с лифтом, с мусоропроводом — 1,291; — для жилых домов до 1953 года постройки (включительно) — 1,394. 3. В случае если при расчете ставки планово-нормативного расхода к указанной ставке применяется несколько коэффициентов, указанных в пункте 2 настоящих примечаний, эти коэффициенты не перемножаются. 4. При расчете ставки планово-нормативного расхода с учетом коэффициентов, указанных в пункте 2 настоящих примечаний, полученный результат округляется до двух знаков после запятой (рубли, копейки). 5. В указанные ставки планово-нормативного расхода не включены расходы, связанные с: — содержанием земельного участка (придомовой территории) и расположенных на нем объектов благоустройства и озеленения; — начислением платеж ей за жилищные, коммунальные и иные услуги; — содержанием и техническим обслуживанием объединенных диспетчерских служб государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов, государственных бюджетных учреждений города Москвы «Жилищник района»; — содержанием, ремонтом и поверкой приборов и оборудования, входящих в систему автоматизированного учета ресурсов, установленных за счет средств бюджета города Москвы и не включенных в состав общего имущества в многоквартирном доме; — содержанием и ремонтом систем видеонаблюдения, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; содержанием и текущим ремонтом общедомового оборудования, предназначенного для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; — выплатой комиссионного вознаграждения кредитным организациям и операторам платежных систем за услуги по приему платежей населения за жилищные, коммунальные и иные услуги; — охраной подъездов (содержание дежурных по подъезду и патрулирование). 6. В случае если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок, соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 рублей 96 копеек в месяц при соотношении площади земельного участка и общей площади жилых помещений конкретного дома 0,989. При ином соотношении площадей к установленному размеру увеличения ставки планово-нормативного расхода в размере 5 рублей 96 копеек применяется поправочный коэффициент, который рассчитывается путем деления коэффициента, отражающего указанное соотношение площади земельного участка и общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, на 0,989. При расчете указанных соотношений и коэффициента полученный результат округляется до трех знаков после запятой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: