Как оформить участок земли под строительство

Процедура регистрации земельного участка и оформления его в собственность довольно запутана. Еще сложнее будет владельцу, если у него не целый надел, а часть — доля. Необходимо сначала выделить долю, узаконить ее как новое владение, установить границы. Последним этапом надо установить собственность на выделенную часть. Рекомендуем обратиться за помощью к юристу, т.к. здесь важно не только правильно оформить бумаги, но и найти лицензированного и аккредитованного эксперта для раздела земли.

Особенности процедуры

Сегодня существует несколько способов получения земли в собственность.
Стать владельцем участка можно:

  • купив его;
  • получив в наследство;
  • приватизировав;
  • получив в дар;
  • в результате обмена.

Необходимый набор документации и особенности оформления напрямую зависят от способа поучения земли в собственность. Если бумаги были утеряны, процедура значительно усложнится. Чтобы оформить землю в собственность, человек должен будет подтвердить право на распоряжение участком. Для этого потребуется направить запрос в городской архив или обратиться к местной администрации. Подтвердив право на распоряжение, человек сможет выкупить участок или получить его иным законным способом.

Регистрация прав собственности на земельный участок

После подготовки комплекта надлежащей документации, отправьтесь в МФЦ или Росреестр для подачи заявления. Помните, что проще сделать это через многофункциональный центр, так как именно этот орган направлен на предоставление профессиональных государственных услуг. Кроме того, существует электронная очередь и извещения по смс, а также организован высокий сервис и работа опытных специалистов.

Имейте в виду, что в МФЦ срок подготовки документов дольше на два дня. Это обусловлено тем, что здесь осуществляется прием представленных бумаг и последующая их переадресация Росреестру. Тем не менее сегодня многофункциональные центры приобретают все большую популярность.

Как оформить земельный участок в собственность?

Как оформить землю в собственность без документов, читайте тут.

Как оформить право собственности на земельный участок по завещанию, читайте по ссылке:

Какие участки не могут быть оформлены в частную собственность?

Перед тем, как приступать к процедуре оформления, эксперты советуют ознакомиться с пунктом 4 ЗК РФ. Согласно положениям нормативно-правового акта, не каждый участок может находиться в частной собственности.

Запрещено оформление земли, которая:

  • находится в природоохранной зоне;
  • расположена на территории парков и заповедников;
  • представляет собой культурное наследие;
  • имеет резервное значение для армейских нужд государства
  • является участком общественного назначения с расположенным на нем кладбищем.

Участок нельзя будет оформить и в том случае, если над ним находится воздушное пространство, имеющее стратегическое значение для государства. Согласно действующему законодательству, использование такой земли не запрещается, однако человек не сможет стать ее полноправным владельцем.

Чтобы не столкнуться с непредвиденными обстоятельствами в процессе оформления, эксперты советуют заранее выяснять статус участка. Сделать это можно, обратившись в Росреестр. Человек, желающий получить интересующую информацию, должен знать кадастровый номер участка и его фактический адрес. Если сведения об искомой земле в Росреестре отсутствуют, земля на учете не состоит. Зарегистрировать на нее право собственности в будущем будет значительно проще.

Оформление в собственность

Процедура оформления земли в собственность не отличается сложностью.

Чтобы стать владельцем участка, человек должен:

  1. Подготовить пакет документации.
  2. Внести госпошлину. Реквизиты для перечисления должны знать в банке, в который решится обратиться гражданин. Гражданину лишь потребуется обратиться к работнику кредитного учреждения и сообщить о желании заплатить госпошлину за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Полученный чек за выполнение манипуляции нужно приложить к общему пакету документации.
  3. Посетить Росресстр и передать подготовленный пакет документации сотруднику государственного органа. Заполнение заявления осуществляется в отделении учреждения. Обычно специалист организации самостоятельно распечатывает готовую бумагу. Заявитель должен будет оставить на документе свою подпись.
  4. Получить выписку о том, что бумаги приняты на регистрацию. В документе указывается день, когда нужно прийти в Росреестр и забрать Свидетельство.
  5. Посетить отделение организации в назначенный день и забрать готовые документы.

В зависимости от способа получения земли, особенности ее оформления будут разниться. Разница в нюансах проведения манипуляций в основном состоит в перечне документации, который потребуется подготовить заранее. Чтобы ускорить оформление, необходимо ознакомиться с пакетом необходимых бумаг перед посещением государственных органов.

Видео по теме

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.
Прежде всего определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов — к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д. В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными. При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со значительными трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена. Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута. Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении земельных участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной. В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется. При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство. К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 — 10 апреля 2009 г. в Барнауле. Конференция проводилась на тему «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями», в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

Варианты оформления земли под строительство

Первый вариант

— внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Второй вариант

— определение на уровне субъектов Российской Федерации иных случаев, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. К таким случаям можно отнести строительство сетей инженерно-технического обеспечения.

Третий вариант

— оформление права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Четвертый вариант

— оформление земельных участков под строительство линейных объектов — аналогично процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Содружество земельных юристов профессионально занимается оформлением земли под зданиями. Более подробно узнать о данной услуге вы можете узнать . Получить консультацию Вы можете у наших специалистов по номеру +7 (495) 644-47-67.
Следующая новость

При покупке земли

Если участок был куплен, подарен или получен в результате обмена, процедура его оформления в собственность будет идентична. Чтобы выполнить манипуляцию, потребуется посетить местное отделение Росреестра.

При себе необходимо иметь:

  • паспорт;
  • заявление;
  • чек, подтверждающий внесение госпошлины;
  • выписку из кадастрового плана;
  • договор;
  • удостоверение личности бывшего владельца участка;
  • документация, которая подтверждает право собственности бывшего хозяина на участок.

Обращение в Росреестр осуществляется в соответствии с классической схемой.

Видео сюжет расскажет, как правильно оформить документы при покупке участка земли

Если участок получен в наследство?

Если человек получает землю в наследство, период оформления участка существенно растянется. Получить его в собственность удастся только через 6 месяцев с момента кончины родственника, ранее владевшего имуществом. Большой срок предоставляется для того, чтобы все лица, обладающие соответствующим правом, могли заявить о желании получить часть собственности.

Начинать оформление земли можно, только после получения Свидетельства о праве на наследство. Выдачей документа занимается нотариус. Когда бумага получена, необходимо обратиться в Росреест.

Чтобы государственный орган согласился провести процедуру регистрации, необходимо предоставить следующие бумаги:

  • удостоверение личности заявителя;
  • заявление с просьбой о регистрации земли;
  • свидетельство о смерти бывшего владельца участка;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • чек, подтверждающий уплату госпошлины;
  • кадастровый паспорт участка.

Если пакет документации подготовлен правильно, получить готовое Свидетельство о регистрации права собственности удастся в течение 1 месяца с момента обращения в Росреест.

Стоимость оформления земли в собственность в 2018 году

Порядок уплаты и исчисления размера государственной пошлины, предназначенной для отчисления в бюджет, установлен в 2015 году и применяется по сей день.

Если обратиться к подразделу, касающегося лишь землевладений, то подразделение осуществляется с учетом:

  • собственника — гражданин либо организация;
  • категории земель — для сельского хозяйства либо общие;
  • первичности процедуры регистрации — регламентирование «дачной амнистии»;
  • способа получения права собственности.

Сумма государственной пошлины составит:

  • при стандартной регистрации перехода права на имущество к организации — 22000 рублей;
  • при стандартной регистрации перехода права на имущество к гражданину — 2000 рублей;
  • при регистрации землевладения для ЛПХ и дачного хозяйства гражданином — 350 рублей;
  • при регистрации земельной доли для ЛПХ и дачного хозяйства гражданином — 100 рублей;
  • при регистрации сельскохозяйственного участка — 350 рублей;
  • при регистрации земельной доли сельскохозяйственного назначения — 100 рублей.

Отсюда следует, что установление суммы госпошлины требует информации о владельце, первичности регистрации, основании оформления права собственности и категории участка.

Приватизация земли

Действующее законодательство позволяет владельцу приватизировать землю. Особенности процедуры зависят от наличия построек на участке. Если они отсутствуют, необходимо обратиться в государственный орган, который на данный момент является официальным владельцем приватизируемого имущества. При себе нужно иметь заявление и выписку из кадастрового плана.

Наличие построек усложнит процедуру. Дело в том, что недвижимость должна кому-то принадлежать. В этой ситуации необходимо обратиться в муниципалитет. Решение о предоставлении земли в собственность будет принято в течение 2 недель с момента подачи заявления. Муниципалитет может удовлетворить просьбу гражданина о безвозмездной передаче участка, отклонить ее или предложить выкупить землю в собственность.

Если заявление о приватизации удовлетворяется, гражданин получит решение в письменной форме.

Чтобы зарегистрировать право собственности, необходимо обратиться в Росреестр и предоставить следующую документацию:

  • паспорт;
  • заявление;
  • решение местного органа государственной власти;
  • чек, подтверждающий внесение госпошлины;
  • выписку из кадастрового плана.

Если местный орган государственной власти отказал гражданину в приватизации, однако согласен продать землю, составляется классический договор купли-продажи. После того, как человек внесет нужную сумму денежных средств, процесс оформления участка осуществляется по схеме, представленной выше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: