22.04.2019
От первого лица
Новая книга, выпущенная в этом месяце в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов и издательства...
Подробнее
Наряду с журналом «Голос Востока» и еженедельником «Литература и искусство» русскоязычный литера...
Подробнее
А что такое дым бессмертия, в этот вечер мог понять каждый: курилась ая-ганга, голубая трава, привезённая из Улан-Удэ, ко...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

Диплом Ивану ПЕРЕВЕРЗИНУ

за особую роль

в укреплении мира на планете

 

 

События
11 марта мир отметил День содружества наций. В честь этого события Благотворительный общественный Московский фонд мира награди...
Подробнее
В Гаване прошла научная конференция «Равновесие мира» им. Хосе Марти, на которой Международное сообщество писательских...
Подробнее
Песни на стихи Алексея Фатьянова люди поют, порой, не зная автора, считая слова народными. Не это ли лучшая память поэту?! ...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

опубликовано: 27-11-2018

 

 

На самой высокой ноте якутские музыканты выступили в Мариинке, посвятив свой концерт основоположнику советской литературы Якутии Платону Ойунскому

 

Если в Якутске состоялся «Триумф Ойунского», то в концертном зале прославленного Мариинского театра был триумф симфонического оркестра «Symphonica ARTica» Филармонии Якутии под управлением Фабио Мастранджело. Концерт стал венцом декады юбилейных мероприятий, посвященных 125-летию классика якутской литературы Платона Ойунского, и свидетельством высокого профессионального мастерства исполнителей.


Вы подумайте только, какие необыкновенные вещи легли в программу и как красиво они были исполнены! Зал Мариинки аплодировал стоя, а это, поверьте дорогого стоит: он видел немало талантливых исполнителей.
В Северную Пальмиру якутяне привезли колоритное сочинение якутского композитора Кирилла Герасимова про шамана «Ойуун», в котором, конечно, нет ни шамана, ни бубна, а тем не менее, присутствие его ощущается кожей, и бубен слышится тоже. Ойунский – это ведь псевдоним писателя, который причисляет себя к шаманскому клану.

 Целый симфоническим оркестр пытается передать бурю чувств и эмоций, переживаемых шаманом во время камлания. А как ещё это можно прочувствовать иначе, чем музыкой — конечно, если только не попытаться влезть в шкуру шамана или испытать на себе его волю. За нас (не побоялся) это сделал Герасимов, а за ним — Мастранджело, он, впрочем, в перерыве признался, что тема шаманов его интересовала всегда, и он ещё в детстве, в Италии, знал, что существуют такие люди. Говорит, сам, хоть и не якутянин, очень глубоко чувствует эту тему, и вот результат: уже четвертое исполнение хореографической поэмы якутского автора.
«Каждый раз, — говорит Фабио, — когда возвращаешься к этому произведению, найдётся дополнительная нота, которой ты раньше не слышал, а это — признак хорошей музыки: каждый раз открывать что-то новое. «Ойуун» Герасимова можно назвать уже классикой. Да-да, это современная классика. Жаль, его нет на сегодняшнем концерте...».
Действительно, Кирилл Герасимов интересен и уникален: кто ещё так чувственно напишет симфоническую музыку с якутским колоритом. Мастранджело с «Symphonica ARTica» исполняет якутского композитора так, что начинаешь подозревать: именно за этим итальянец согласился ехать в Якутию. Фабио, впрочем, не возражает и признается: «Вы знаете, — говорит, улыбаясь, — это же была моя инициатива включать в концерты произведения якутских композиторов наряду с мировыми шедеврами!». И смотрит на меня выразительно.
Мастранджело и Герасимов, кстати, знакомы лично. Я прекрасно помню эти концерты прямо на улице, посреди Якутска: как развернулась сцена, появились красные пластмассовые кресла... Как вышел оркестр и начался дождь. Люди — с зонтами и без зонтов — слушали классику! Дождь шёл, вдруг выглянуло солнце, а исполняли-то «Ойууна»! И было похоже, что это и есть то самое публичное камлание, которое приводило людей в неописуемый восторг. Но как-то уж очень по-итальянски — легко и свободно, и Фабио пригласил на сцену Герасимова и крепко пожал ему руку, помните?
Так что они знакомы, да. На особом уровне, — просвещённом, ментальном.

Все эти воспоминания навеяло исполнение «Ойууна» в Мариинке. «Это уникальный человек, — говорит мне Фабио после репетиции, — очень интересный и глубокий композитор».
И я, несомненно, слегка лукавлю, когда делаю акцент на интересе к шаманской теме. Конечно, в этом есть своя доля притяжения, но Фабио, когда согласился на «Symphonica ARTica», интересовало нечто другое — Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия). И теперь он об этом тоже говорил — и с большим удовольствием.
Понимаете, его ведь пригласили стать главным дирижёром оркестра, которого еще не было! Я так и представляю себе Наталью Базалеву, большого пропагандиста и энтузиаста музыкального искусства в Якутии, художественного руководителя Государственной филармонии РС(Я) имени Галины Кривошапко, занимавшую в ту пору должность заместителя министра культуры и духовного развития республики, которая отлично понимала, чем заманить именитого дирижёра. Так далеко — в Якутию. Несомненно, она показала ему достижение республики — Высшую школу музыки, эту уникальную музыкальную лабораторию, коей восторгаются прославленные педагоги (почти боги!) с мировым именем. Она обещала Мастранджело, что в состав оркестра войдут лучшие выпускники этой школы. Так оно и случилось.
Оркестр «Symphonica ARTica» был создан. 90 процентов его музыкантов — питомцы Высшей школы музыки. Он и теперь говорит, восторгаясь: «Высшая школы музыки — это невероятная институция, это героическая организация, а педагоги – это настоящие герои нашего времени, которые стопроцентно отдали себя целиком — без остатка — великому служению».
И, конечно, Мастранджело очень любит своих музыкантов, — после репетиции с ним они выходят из зала какими-то просветлёнными, и — что немаловажно — полными сил. Дирижер делится с ними своими и заряжает их новой энергией: они — его скрипки, виолончели и арфы.
С каким-то особым удовлетворением отмечает: «В составе много музыкантов-якутов, — они очень хорошо ощущают тему». Впрочем, добавляет: «Хотя классику играют охотнее».

И вот вам, хотела сказать, классика. После Герасимова. Да только это не классика вовсе, а самый настоящий авангардизм: Концерт для скрипки с оркестром латышского композитора Петериса Васкса «Дальний свет», написанный для знаменитого скрипача Гидона Кремера. Абсолютно новое для «Symphonica ARTica» произведение. Мало того, у нас в роли скрипки выступает не менее знаменитый Алексей Лундин. Это же надо! Ну это совершенно в духе Натальи Базалевой: дать оркестру поиграть с лучшими музыкантами мира на лучших площадках страны (хотелось бы мира, конечно). Это и есть для них настоящий драйв.
Но если вы хотите узнать, было ли исполнение Васкса столь же блестящим, как произведение своего национального автора, надо признать: оно было безупречным. Оно было на уровне и даже выше. Мало того, если это было четвертое исполнение музыки Кирилла Герасимова, то Петерис Вакск вообще исполнялся впервые. Это совершенно новая для оркестра вещь, ничего подобного я раньше не слышала. И снова — взрыв эмоций, и «браво», и — настоящее потрясение от услышанного, какого не было.
Да, само произведение потрясает: это такая тончайшая лирика, такие —на бездыханности — уловимые звуки, о которых вы вряд ли раньше что-либо знали. Шелест и шорох. Дальний свет, — прекрасный и невозможный.
Алексей Лундин не играл раньше с «Symphonica ARTica», но он знаком с Фабио Мастранджело. Он доверяет ему. Все получилось так, как кажется, великолепный Лундин и не ожидал.
Это произведение — сплетенные, стопроцентно из воздуха, звуки, из малейших его колебаний, и абсолютно невозможно дышать, когда в оглушительной тишине шепчет божественная скрипка гениального Лундина... А за спиной — ни много ни мало, оркестр, прекрасно обрамляющий это невозможное волшебство...
Ну это же «Виртуозы Москвы», это же первая скрипка! – скажете вы про Лундина. И будете правы: это так, несомненно. Но несомненно и то, что «Symphonica ARTica» составила вместе с ним отличную партию, они были вместе, они были рядом, ничуть ему не проигрывая. И Лундин был весьма приятно удивлен, потому что «Symphonica ARTica» оказался оркестром весьма высокого уровня.
После такого успеха в первом отделении стало понятно: никто из зрителей, конечно же, не уйдет. В перерыве пили кофе, обсуждали и с нетерпением ждали третьего звонка. Во втором отделении давали Гектора Берлиоза, француза, его фантазии, и было очень интересно узнать, что же это за штука такая. Вы понимаете, что это признание в любви? В пяти частях. Где есть абсолютно все: герой сходит с ума от любви, по-моему, в буквальном смысле слова, он пытается привлечь к себе внимание любимой разными способами, потому здесь есть все: и мечтания, и страсти, и желание умереть и воскреснуть — и шествие на казнь, и сон в ночь шабаша. Собственно, сочинение так и называется — «Фантастическая симфония», и после каждой части зритель так и норовил искупать оркестр «браво». Фабио пришлось дирижировать и залом, усмиряя его и взывая к терпению. Невероятное произведение — интересное, сумасшедшее.

Все три вещи, исполненные якутскими музыкантами в Мариинке, — это, по сути своей, фантастика: от невероятной попытки проникнуть в сущность шамана до такой же — поведать о сущности своих грёз и страстей. И то, как это удалось сделать симфоническому оркестру из Якутии под управлением Фабио Мастранджелло, — очень достойно, — действительно, заслуживает оваций и самых восторженных откликов.
То, что происходило в Концертном зале Мариинского театра, совершенно естественном образом вплеталось в стены этого храма музыкального искусств. Подумать только: каких-то шесть лет якутскому симфоническому оркестру, а он — будто свой, уверенный и убежденный в своем мастерстве. Да он и в самом деле выступал на лучших площадках страны: Концертном зале московской консерватории имени Чайковского, Московской филармонии, да и в Мариинке — не в первый раз.
Как-то Наталью Базалеву спросили: а волнительно ли это — выступать в таких залах? «Это счастье», — ответила. И правда: музыкант такого уровня не должен сидеть дома — он должен являть свое искусство миру. В этом заключается его совершенствование, в этом — его призвание. Выступать в залах с прекрасной акустикой, действительно, счастье для музыканта. А какое это счастье для слушателя! В Якутске, увы, таких залов нет.
Профессор Московского гуманитарного университета Александр Бородай, поздравляя Фабио после концерта, сказал: «Нужно отыграть концерт так, чтобы зрителю было мало. И вы это сделали. Мало. Хочется еще!»
Это правда: зритель искупал в овациях оркестр «Symphonica ARTica» и его дирижера, и он трижды выходил на поклон. А после, пока музыканты собирали инструменты, искушенные музыкальные критики, прослушавшие концерт от и до, с удовлетворением отмечали профессионализм исполнителей. Да и сам факт существования такого удивительного оркестра на Крайнем Севере. Нет, они искренне им восхищались.
Счастлив был музыковед Борис Козловский, который с удовлетворением признал, что «Symphonica ARTica» показал себя самым достойным образом, а, исполняя Концерт для скрипки Васкса вместе с Алексеем Лундиным, они «были равны друг другу». Много и со знаком плюс говорил об якутском оркестре Санкт-Петербургский музыкальный критик Георгий Ковалевский, восхищающийся тем, что в республике есть такой замечательный коллектив, исполняющий качественную симфоническую музыку. Это, на его взгляд, и есть самые лучшие инвестиции в будущее.
Браво якутским музыкантам! Браво, оркестр, браво, Фабио! 


Елена СТЕПАНОВА