13.12.2019
От первого лица
Наши новые книги В рамках издательской программы МСПС увидел свет двухтомник известного русского поэта Валентина Сорокина Пер...
Подробнее
Новая книга, выпущенная в этом месяце в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов и издательства...
Подробнее
Наряду с журналом «Голос Востока» и еженедельником «Литература и искусство» русскоязычный литера...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

Диплом Ивану ПЕРЕВЕРЗИНУ

за особую роль

в укреплении мира на планете

 

 

События
Встреча в Калуге с героями «Созвездия» Главный ректор «ОЛГ» Владимир Фёдоров принял участие в XII Межд...
Подробнее
Свет Пушкина сияет над Россией В селе Большое Болдино прошёл 53-ий Всероссийский Пушкинский праздник поэзии В Пушкинские д...
Подробнее
Праздник поэзии в Донбассе В Горловской центральной библиотеке Донбасса прошёл праздник «Весна, как состояние души&raqu...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

опубликовано: 28-06-2017

 

 

В писательском посёлке Комарово рядом со знаменитой Ахматовской «будкой», прошёл традиционный памятный литературно-музыкальный вечер, приуроченный ко дню рождения Анны Ахматовой

 

Организаторами вечера выступили Петербургская организация Союза писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга, а также муниципальный совет п. Комарово и персонально — Александр Жуков, Игорь Хомич, Павел Крючков. В мероприятии принял участие сотрудник аппарата МСПС Николай Стародымов.

Вели вечер Галина Илюхина и Павел Крючков. На встрече выступили Виталий Дмитриев, Татьяна Семёнова, Александр Джигит, Ольга Аникина, Алексей Ахматов и другие гости.

Популярность «Ахматовских вечеров» растёт из года в год. Который раз подряд у «Будки», как называла свою летнюю дачу Анна Ахматова, аншлаг — здесь собрались жители и гости Курортного района, неравнодушные к жизни и творчеству великой поэтессы. Среди них — завсегдатаи «вечеров».

В этот день было много разговоров о творчестве и литературном таланте Анны Ахматовой. В этот, традиционный для Комарово Ахматовский вечер, возле писательских дач был установлен стенд с информацией о литераторах, которые жили и работали здесь, начиная с 1955 года. Всего восстановлено свыше 90 имён. Это произошло по инициативе самих писателей и при поддержке администрации Комарово.

О том, как велась архивная работа, рассказала Юлия Медведева, публицист, исследователь истории литературного Комарово.

 

— Затеял это большое дело поэт и прозаик Борис Подопригора. Он сам с 2010 года арендует одну из литфондовских дач и несколько лет пытался по крупицам собрать информацию, кто и когда из ленинградских авторов здесь проживал.

А потом к нему присоединились мы с поэтом Алексеем Ахматовым, к тому времени снявшие дачу, известную как «ахматовская будка». Литературное Комарово всегда нас интересовало, поэтому работа была в радость. Мы изучали архивы

ЦГАЛИ, общались с писателями и их родственниками. На восстановление информации ушло около полугода. Можно утверждать, что она достоверна процентов на девяносто пять. К сожалению, часть документов утеряна, а память порой изменяет людям, и многие факты обрастают легендами. Так, в архивах ЦГАЛИ записано одно, литераторы, арендовавшие дачи, помнят другое, а их друзья и родственники — третье… Поэтому мы ориентировались больше на архивы, письменные свидетельства, но обязательно перепроверяли информацию.

Изначально нам очень помогла Анна Каминская, дочь Ирины Пуниной: Пунины прожили вместе с Ахматовой более сорока лет, поэтому Каминскую называют ещё приёмной внучкой Ахматовой. Она рассказала, кто были первые дачники и какие домики они занимали (эти сведения потом подтвердили архивы ЦГАЛИ). Собственно, первыми, кто въехал на дачу, которую арендовала Ахматова, были сами Пунины. Они построили печку, керамзитом засыпали чердак, клеили обои, доставали мебель.

Вместе с Анной Андреевной на литфондовских дачах поселились ещё три литератора: прозаик и очеркист Илья Бражнин, фронтовой лирик Глеб Пагирев и писатель-натуралист Виталий Бианки. Последний, правда, продержался на даче всего год и со словами «Я, конечно, люблю природу, но не до такой степени» предпочёл отдыхать в комаровском Доме творчества писателей, где были столовая, горячая вода и прочие удобства. И действительно, эти небольшие дощатые дачки уже тогда казались устаревшими даже для людей, которые пережили войну, но успели привыкнуть к налаженному быту. С другой стороны, домики служили писателям местом не столько для отдыха, сколько для работы. По воспоминаниям Каминской, именно здесь у Ахматовой появился, наконец, полноценный рабочий кабинет, где её никто не отвлекал. Поэтесса приезжала на дачу даже зимой и сама топила печь.

В 1956-м на дачу, не полюбившуюся Бианки, въехал Всеволод Азаров, ученик Эдуарда Багрицкого, писавший стихи сюжетные и звучные (их ещё называли «лирическими репортажами»). А с 1962 года там жил Александр Гитович — друг Ахматовой, поэт и переводчик, творчество которого она высоко ценила. Гитович умер в один год с Анной Андреевной и похоронен в Комаровском некрополе недалеко от неё.

После смерти Ахматовой домики стали делиться на две части, и к будке тоже пристроили второе крыльцо. А в конце 1970-х на участке появились ещё две дачи, так что литфондовский участок превратился в немного тесную, но дружную коммуну.

Один из этих новых домиков в 1980-х снимал Юрий Рытхэу — это имя громко звучало в советские времена. Рытхэу писал о малой родине — Чукотке, о нравах и быте своего народа увлекательным экспрессивным языком. Но и воспоминания о Комарово проскальзывают в его произведениях.

«Однажды в небольшом компаунде, где стояли домики Литературного фонда, один из которых мы снимали на лето, я услышал в окно следующий диалог между моей женой и соседским мальчиком:

— А это правда, что у вас в семье есть чукчи? — спросил мальчик.

— Есть, — ответила жена. — Вон, видишь в окне? Сидит за компьютером.

Мальчик с плохо скрываемым удивлением долго смотрел на меня, а потом произнёс скорее для себя:

— А я думал, чукчи бывают только в анекдотах…

Потом я слышал, как этот соседский мальчик делился со своими сверстниками:

— Дядя Юра работает чукчей на компьютере». (Юрий Рытхэу «Дорожный лексикон»).

Тот же дом в 2000-х годах арендовал Борис Стругацкий, хотя в основном там жили его родственники. Но недооценивать влияние Комарово на творчество Стругацких нельзя: литературоведы подсчитали, что в посёлке братья в общей сложности провели 330 дней, создавая «Град обречённых», «Пикник на обочине», сценарии к фильмам «Сталкер» и «Чародеи».

Говоря о литфондовских дачах, обязательно нужно упомянуть и Глеба Семёнова — поэта, талантливого педагога, взрастившего целую плеяду авторов: Александра Городницкого, Александра Кушнера, Нонну Слепакову (в свою очередь, ставшую учительницей Дмитрию Быкову). В литературном объединении «Глеб-гвардии Семёновского полка» занимался и Андрей Битов, баловавшийся в юности стихами. Семёнов жил в Комарово в 1970-х. А позже и его ученики — Олег Тарутин, Леонид Агеев и Глеб Горбовский — снимали здесь дачи.

У Глеба Семёнова есть замечательный «Комаровский цикл» стихов, строчки из которого особенно актуально звучали в этом июне: «Шум дождя на веранде,/ лето, дачный сезон./ Сколько там ни горланьте,/я дождем обнесён…». В начале лета вспоминали мы частенько и ахматовские строки, написанные в Комарово: «Пусть кто-то ещё отдыхает на юге/ И нежится в райском саду./ Здесь северно очень — и осень в подруги/ Я выбрала в этом году…».

Редко кто из литераторов, живших на литфондовских дачах, не писал стихи или прозу про Комарово. У того же Валерия Попова, знаменитого шестидесятника, действия произведений «Комар живет, пока поёт» и «Золотое клеймо неудачи» происходят в этом посёлке. Попов — старожил ахматовской дачи. Её обитатели — вообще тема для отдельной книги (которая, кстати, готовится сейчас к печати). Перечислю лишь некоторых «стражей будки»: историк и сатирик Даниил Аль, редактор-составитель «Искорки» Вольт Суслов, драматург Гастон Горбовицкий, фантастовед Владимир Дмитревский, детский писатель Борис Раевский, лауреат премии «Нацбест» Сергей Носов… Мистическим образом замыкает эту цепочку Алексей Ахматов — поэт, и, видимо, дальний родственник Анны Андреевны (вначале он открещивался от родства, напоминая «паломникам», стекавшимся к «будке», что сама Ахматова — урождённая Горенко, но потом вошёл в роль и теперь охотно раздаёт автографы). Писатели надеются, что Ахматов поселился в «будке» неслучайно, и это какое-то доброе предзнаменование: может быть, дачи обретут особый статус, или по крайней мере, найдутся деньги на их капитальный ремонт.

Но пока всё, что в наших силах сделать — сохранить память о коллегах по цеху и надеяться, что интерес к литературе у потомков не угаснет.