08.08.2020
От первого лица
Наши новые книги В рамках издательской программы МСПС увидел свет двухтомник известного русского поэта Валентина Сорокина Пер...
Подробнее
Новая книга, выпущенная в этом месяце в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов и издательства...
Подробнее
Наряду с журналом «Голос Востока» и еженедельником «Литература и искусство» русскоязычный литера...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

Диплом Ивану ПЕРЕВЕРЗИНУ

за особую роль

в укреплении мира на планете

 

 

События
Встреча в Калуге с героями «Созвездия» Главный ректор «ОЛГ» Владимир Фёдоров принял участие в XII Межд...
Подробнее
Свет Пушкина сияет над Россией В селе Большое Болдино прошёл 53-ий Всероссийский Пушкинский праздник поэзии В Пушкинские д...
Подробнее
Праздник поэзии в Донбассе В Горловской центральной библиотеке Донбасса прошёл праздник «Весна, как состояние души&raqu...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА о романе Ольги КУЗЬМИЧЁВОЙ-ДРОБЫШЕВСКОЙ
опубликовано: 24-06-2015

Имя Ольги Кузьмичёвой-Дробышевской хорошо известно читателям. Она активно публикуется во всероссийских литературных журналах, отмечена несколькими престижными премиями, творческий диапазон её охватывает лирику, художественно-документальную прозу, сочинение и исполнение романсов на свои стихи и произведения российских поэтов.

Новая книга Кузьмичёвой-Дробышевской «Всё — ничто! — без любви» находится в русле современных тенденций развития литературы, обратившейся от постмодернистских экспериментов к документально-художественной прозе. Роман состоит из двух частей: первая — «Все — ничто! — без любви» — является художественным повествованием, а вторая — «Время итогов» — представляет собой документальную прозу.

Название книги сначала кажется сложно воспринимаемым, однако нацеливает на идею произведения: главный движущий механизм человеческой жизни — любовь. В романе это слово постепенно наполняется множеством смыслов: любовь к жизни, любовь родителей к детям, любовь как главное чувство в семейных взаимоотношениях, любовь учителя к своим ученикам, любовь к Богу. Каждый из названных оттенков чувства полно и всесторонне раскрывается.

Избрав главными героями учителей Евгения Андреевича Черепова и его жену Татьяну Корнеевну, автор невольно включается в контекст произведений В.Железникова, А.Алексина, А.Лиханова, В.Крапивина, В.Тендрякова, Ю. Вяземского, А.Жвалевского, Е.Пастернак и других, поднимающих «школьную» тему в отечественной литературе. Ольга Кузьмичёва-Дробышевская сумела найти свой оригинальный путь для её раскрытия.

Евгений Черепов — учитель-исследователь, стремящийся внедрить в условия современной школы гуманистическое педагогическое наследие В.В. Сухомлинского, привить учащимся любовь к географии, а через свой предмет и к природе родного края, воспитать патриотов и гармонично развитых людей. И это ему удаётся. Однако в романе тема педагогического поиска получает неожиданный поворот, связанный с духовными исканиями героя, который, узнав о своей болезни, приходит в Богу. Открытие воскресной школы при Свято-Тихоновском храме становится естественным воплощением в жизнь нового мировоззрения героя. Эта тема весьма актуальна в современной литературе и ещё только начинает осваиваться современными писателями.

Любовная линия романа во всех своих воплощениях связана с любимой женой Черепова — Татьяной Корнеевной. С самого начала, с истории знакомства и развития отношений молодых влюблённых, мы видим бескорыстную, беззаветную и бережную любовь героев, тем более удивительно для читателя, что Евгений Андреевич укоряет себя в эгоизме, в том, что он недостаточно времени и внимания дарил своей жене и семье. Однако это звучит убедительно и не кажется искусственным, натянутым, потому что на протяжении всего романа показано развитие отношений героев, их нравственные поиски, радости и огорчения, что помогает избежать монотонности повествования, ощущения бесконфликтности. Герои постоянно находятся в ситуации выбора пути, автор сумела сжать повествование так, чтобы только самые яркие, драматичные эпизоды жизни героев были показаны подробно, в диалогах, которые затем сменяются авторским повествованием.

Ольга Кузьмичева-Дробышевская смогла избежать нравоучительной интонации, в то же время показав редкую во все времена мужскую немногословную любовь главного героя к своей единственной жене, которая страдает хроническим пороком сердца.

Автор затрагивает тему сиротства и судеб детей, воспитывающихся в детских домах. Всего несколько эпизодов, которые могут служить не только характеристикой главного героя, но и позволяют снова обратиться к этой социальной проблеме. Легко было пойти по пути идеализации главного героя, однако писательнице удалось избежать этого. Так, в отношениях Черепова с приёмным сыном показаны и трудности в общении, в воспитании подростка, раненого сиротской судьбой.

Обращаясь к судьбе современника, писатель должен так или иначе отразить и эпоху, на фоне которой живёт герой и его семья. История нашей страны в ХХ веке неоднозначна, ещё ждёт объективного художественного осмысления. К несомненным достоинствам романа можно отнести и умение автора представить достаточные, но не избыточные фоновые сведения об эпохе. Здесь есть и военные сцены, расстрел фашистами харьковчан в годы Великой Отечественной войны, рассказ о репрессированных немцах, о годах застоя и перестройке, трагические эпизоды чеченской войны, которые позволяют автору полнее раскрыть характер и мировидение героев, но и не уйти от основного повествования.

Удачным, на наш взгляд, является и жизненная география семьи Череповых, позволяющая показать и Украину, и Кубань, и Север, и «нутряную» Россию, и новый строящийся город Набережные Челны, и красоту и необъятность нашей страны, а также её проблемы.

Привлекает и манера письма Ольги Кузьмичевой-Дробышевской, которая избрала лёгкий, неперегруженный сложными синтаксическими конструкциями стиль повествования. Однако главные герои — учителя, представители интеллигенции, а Татьяна Корнеевна — преподаватель литературы, поэтому органично в текст включаются изречения Л.Н. Толстого, В.В. Сухомлинского, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, поэтические строчки В.Хлебникова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Заболоцкого, античные мифы, славянские пословицы, что расширяет интертекстуальное пространство повествования. 

Ольга Кузьмичева-Дробышевская, обладая прекрасным поэтическим талантом, представила запоминающиеся одухотворённые пейзажи северных белых ночей, знойного южного города, звёздного неба, лесных просторов.Повествование наполнено классической музыкой, романсами и народными песнями, которые придают ему особое лирическое звучание.Следует отметить, что роман Кузьмичевой-Дробышевской «Всё — ничто! — без любви» найдёт своего читателя, потому что он несёт оптимистический духовный заряд,и займёт достойное место среди современной отечественной прозы.