21.08.2018
От первого лица
22 июня Басманный районный суд города Москвы закрыл находящееся в производстве Главного следственного управления Следственного комитета...
Подробнее
«Хождение за правами» Какие концы! Какие края в нашей бескрайности! С детства любимая то ледяная, то огненно-жарк...
Подробнее
Словом сближать народы В Доме Ростовых состоялось XIIIочередное общее собрание, собравшее делегатов 36 писательских организаци...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

Мы только что смотрели фотографии с Книжной ярмарки на Красной площади, где он — Андрей ДЕМЕНТЬЕВ — в окружении поклонников раздаёт автографы. В прекрасном расположении духа, превосходном настроении… И вдруг нас обожгла печальная новость: умер…

Не прошло двух недель, как от нас ушёл Валерий ГАНИЧЕВ, который без малого четверть века был кормчим писателей России. Ушел, но навсегда оставил свое славное имя в истории русской литературы.

Светлая память...

 

 

 

 

 

События
В посольстве Республики Болгарии в Российской Федерации состоялась встреча творческой интеллигенции Болгарии и России с Президент...
Подробнее
Виктор Потанин, Владимир Костров и Константин Ковалев-Случевский стали лауреатами Патриаршей литературной премии 2018 года ...
Подробнее
В Минске прошёл V Международный литературный форум «Славянская лира», который уже несколько лет активно поддерживае...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Альманаху «Гостиный Двор» — двадцать лет
опубликовано: 07-10-2015

 

  Беседа поэтессы Дианы Кан с главным редактором альманаха «Гостиный Двор» Натальей Кожевниковой связана с двумя событиями: юбилеем издания и недавним присуждением его редактору премии в области культуры и искусства «Оренбургская Лира» — награды столь же почётной, сколь и заслуженной.

 

   Д.К.: Хотела назвать альманах оренбургским, но подумала, что привязка к географии снизит реальный литературный статус «Гостиного Двора» — фактически общероссийского издания с оренбургским вектором и пропиской. Альманах динамично развивается:  выходят номера, активно востребованные читателями, проводятся презентации, сложился сильный творческий актив авторов, причём самых разных. Таких, как Владимир Крупин, Анатолий Аврутин, Валерий Михайлов, Евгений Семичев, Вячеслав Лютый, Светлана Замлелова, Василий Киляков, Камиль Зиганшин и многих других, не говоря уже о «своих» оренбургских — Петре Краснове, Павле Рыкове, Георгии Саталкине, Валерии Кузнецове, Виталии Молчанове, Александре Филиппове…

 

    Н.К.: К сожалению, художественное слово сегодня востребовано не как 20-30 лет назад. А если посмотреть на то, что предлагается в книжных магазинах, воспитание книгой, как кто-то сказал, не всегда имеет знак «плюс». Спросите окружающих, выписывают ли они сегодня толстые литературные журналы? Ни районным, ни сельским библиотекам, ни пенсионерам — самой многочисленной читающей публике, ни тем более молодёжи, это не по карману. Электронные версии тоже не всем, особенно в глубинке, доступны. И получается, что востребованы в настоящее время больше всего региональные литературные издания. Несмотря на свои незначительные тиражи — от 700 до 2000 экземпляров — они регулярно поступают в районные и городские библиотеки и читательская аудитория у них больше, чем у центральных изданий. Наш оренбургский литературно-художественный и общественно-политический альманах «Гостиный Двор» отмечает в этом году своё двадцатилетие. Для человека это возраст юности, для журнала — пора зрелости.

Первый номер «Гостиного Двора» (редактор Игорь Бехтерев) в 1995 году открывался «Заповедным словом русскому народу» писателя Алексея Ремизова, написанного в стиле древнего русского плача, всегда возникающего на Руси в дни катастроф. Это и стало своеобразным камертоном в жизни издания на многие годы. А оригинальность альманаха проявилась в органическом сплаве самых разных по тематике и жанрам произведений: прозы и поэзии, исторических исследованиях, прямых обращений к современности, философской мысли, драматургии и мемуаристики, работ искусствоведческого и культурологического характера, образцов народного и детского творчества.

Альманах сегодня крепко стоит на ногах, имеет достойное финансирование, две собственные литературные премии: имени Валериана Правдухина, уральского писателя, незаконно репрессированного и расстрелянного в конце 30-х годов, и «Чашу бытия» (Лермонтовскую) для молодых поэтов. Каждый год их вручают авторам альманаха меценаты, первую — Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть» (президент Р.А.Храмов), вторую — депутат Законодательного собрания Оренбургской области В.Н.Киданов. А недавно у альманаха появился младший братишка — детский журнал «Гостиный Дворик» (редактор Юлия Стрельникова). Это литературное полноцветное издание согласилось финансировать министерство образования Оренбургской области.

Мои главные помощники — члены редакционного общественного совета, традиционно возглавляемого министром культуры и внешних связей Оренбургской области. В редакционный совет обязательно входит министр образования… Альманах издаётся на средства правительства области, а это говорит о внимании властей к литературе и жизни писателей региона не на словах, а на деле. В прошлом году в учредители альманаха вошёл областной Дом литераторов им. С.Т. Аксакова во главе с директором, поэтом Виталием Молчановым, что сразу сказалось на литературной жизни Оренбуржья. Мы провели Международный фестиваль Содружества национальных литератур «Красная Гора», ежегодный межрегиональный семинар-совещание молодых авторов «Мы выросли в России», на которые пригласили писателей и поэтов из других регионов, Неделю высокой поэзии на самых известных сценических площадках: в областном драматическом театре, губернаторском музее, институте искусств им. Л. и М.Ростроповичей, областной библиотеке им.Н.К.Крупской, детской библиотеке им.А.Гайдара, в самом Доме литераторов. Проводятся презентации альманахов, литературные вечера, вместе с писателями и поэтами выезжаем в самые дальние районы области, выступаем в школах и библиотеках оренбургской глубинки… Планов ещё больше: это и выпуск собственной газеты, и создание литературного театра, и выпуск книг в серии «Библиотека альманаха “Гостиный Двор” и многое другое. Самое главное, к нам тянутся люди, молодёжь, а мы открыты для всех, кто серьёзно намерен заниматься литературой.

 

  Д.К.: Наталья Юрьевна, у каждого настоящего писателя опытом и практикой выработана свой метод идентификации графоманских текстов, ведь не секрет, что их авторы порой очень грамотны и филологически образованны. Для меня, к примеру, одним из верных признаков графомана является влюблённость автора в себя, когда больше любит себя, а не литературу… А вот вы как отличаете графоманов? И считаете ли вы так называемые «филологические стихи» опасными для истинной поэзии?

  Н.К.: Всё верно, Диана. Так называемые «филологические» стихи я тоже считаю наиболее опасными, особенно для молодых читателей, ещё не умеющих отличить «зёрна от плевел». Как правило, они написаны литературно грамотными людьми, своего рода «талантливыми» версификаторами, где к рифмам, ритмам, размерам не подкопаешься… Одного нет — души, тайны, таланта. Про самовлюблённость и говорить нечего, именно она и двигает такими авторами. Издать книгу и даже вступить в Союз писателей для них ничего не стоит, достаточно то-лики денег и покровительства руководителя литобъединения, замолвив-шего словечко перед приёмной комиссией…

Молодым авторам я иногда читаю пародии оренбуржца Сергея Салдаева, они смеются, но к своим стихам начинают относиться серьёзнее. Кстати, потеряв надежду на получение талантливой поэзии от членов областного литобъединения, мы в Доме литераторов собрали начинающих авторов, в основном, студентов вузов и школьников старших классов и начали заниматься с ними разбором стихов, приглашать на выездные семинары, выступления, знакомить с современным литературным процессом в стране. И вскоре они организовали сообщество молодых литераторов «Свиток». Неко-торые из них готовят к изданию свои первые книжечки… В свою очередь, члены «Свитка» берут под опеку юных поэтов литгруппы «Подснежник» при детской библиотеке им. А. Гайдара. Вот она, преемственность поколений!

 

  Д.К.: Сегодня редкий регион не имеет своего литературного имиджевого журнала. Но ведь чтобы журнал не был местечковым, нужна творческая “подпитка” извне. Вписанность регионального издания в общероссийский лите-ратурный контекст — насколько, по-вашему, важна?

   Н.К.: И важна, и нужна. Во-первых, местные писатели не должны сидеть в своём «болоте», где, как известно, каждый кулик своего собрата хвалит. Во-вторых, творческая подпитка лучшими произведениями иногородних авторов необходима для привития вкуса, воспитания начинающих авторов. И в-третьих, писатели и поэты из разных регионов должны знать и читать друг друга, держаться вместе, иначе под предлогом того или иного «кризиса» их поодиночке просто «затопчут, затанцуют, запоют» равнодушные к литературе представители властей предержащих…

Альманах «Гостиный Двор» давно перерос областные рамки. В нём печатаются известные писатели и поэты, учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Нижнего Новгорода, Владивостока, ближнего и дальнего зарубежья, Америки, Израиля, Германии. Такой географический разброс — не самоцель, а следствие проводимого редакцией курса на упрочение связей Оренбуржья с теми, кто покинул родину, но не порвал с ней связь. Всё это помогает избегать замкнутости, провинциализма, которыми обычно страдают региональные журналы. С появления собственного сайта (orenlit.ru) альманах «Гостиный Двор» вышел в мировую сеть и сразу же нашёл десятки новых авторов и сотни читателей по всему миру. Альманах в последние годы запрашивают библиотеки Лондона, Мюнхена, Питсбурга (США) — «И этим можно не только удивляться, но и гордиться», — написал в своём обзоре в газете «День литературы» Павел Рыков.

 

   Д.К.: Я всегда говорю молодым поэтессам: «Поэзия — жёсткая мужская территория, трижды подумайте, готовы ли вы играть на мужской территории по мужским правилам?».

    Н.К.: Да, приходится порой играть на мужской территории, ну и что? Не люблю термин «женская поэзия». Поэзия, она или есть, или её нет. Сентиментальных, слезливых стихов о любви и измене в редакционном портфеле хоть отбавляй. Я отношусь к их авторшам спокойно: и это пройдёт. Кто-то выкарабкается из шаблонов и штампов, напишет строчки, полные лирической пронзительности. А у кого-то стихи, завязанные только на отношении с мужчинами, станут тормозом в творческом развитии. Поэзия — не только тайна. Это — судьба.

 

  Д.К.: И напоследок. О чём мечтает поэтесса Наталья Кожевникова? О чём мечтает главный редактор Наталья Кожевникова? О чём мечтает красивая женщина Наталья Кожевникова?

  Н.К.: Как поэтесса, конечно, мечтаю выпустить новую книгу стихов. Как главный редактор — чтобы «Гостиный Двор» из формата альманаха перешёл в статус периодического издания, и в таковом качестве был представлен в каталоге России. А как женщина, конечно, о том, чтобы красота всё-таки спасала наш мир, такой хрупкий и такой нужный всем нам.

 

Беседовала Диана КАН