16.12.2018
От первого лица
Когда писатели в роли просителей Почему никого из писателей не пригласили выступить на пленарном заседании XXII Всемирного ...
Подробнее
Онтология Ивана Переверзина Истоки творчества писателя Но утешаюсь я от века тем, Что созерцаю образ мироз...
Подробнее
Иван Переверзин, как сказала бы Марина Цветаева, поэт развития: он каждой новой строкой, каждым новым стихотворением предстаёт пер...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

 

 

 

События
«Родник бессмертия» Вахтанга Абхазоу По инициативе Международного сообщества писательских союзов в Доме Ростовых с...
Подробнее
На самой высокой ноте якутские музыканты выступили в Мариинке, посвятив свой концерт основоположнику советской литературы Якути...
Подробнее
В Ялте прошёл IXМеждународный литературный фестиваль «Чеховская осень», одним из многочисленных соорганизаторов кот...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

опубликовано: 07-02-2018

 

 

 

Лучше гор могут быть только горы

Владимир Высоцкий

 

За многие годы жизни в Горном Алтае я объехал эту удивительную ойкумену на машинах вдоль и поперёк, обозревал горы и долины с высоты самолётов и вертолётов, проводил в поводу лошадей по крутым горным тропам, сплавлялся по рекам на резиновых лодках, обжигал лицо холодным ветром на снегоходах, пересекал на лыжах и пешком горные хребты, и готов был причислять себя к её знатокам, отдавая дань первенства лишь геологу Юрию Никифорову. Но когда в моих руках оказалась книга Владимира Рыжкова «Сияющий Алтай», я понял, что ещё есть люди, до которых мне в познании Алтая далеко…

В предисловии Владимир Рыжков утверждает: «Эта книга — мой субъективный и объёмный портрет родного Алтая, который показан таким, каким я увидел его из седла лошади, из окна машины, из палатки, с горной тропы, с вершины перевала, в разговорах с местными жителями. Моей целью было выразить любовь к Алтаю и его людям, восхищение этим уголком природы, истории и культуры, одним из самых прекрасных на земле». Я бы ещё добавил, что эта книга — результат вдумчивого исследователя, а не просто заметки туриста, восторгающегося красотами горной местности. Настоящим географическим энциклопедистом по отдельно взятому российскому региону стал для меня автор объёмного издания в 670 страниц.

Книга читалась с большим интересом и на одном дыхании. Меня ещё подстегивало желание узнать, насколько точно автор описывает природные ландшафты, быт и обычаи местных жителей, сцены охоты и рыбалки, преодоление трудностей, но ни одного огреха обнаружить не удалось. Поэтому канва повествования объективна во всех отношениях. Если к этому добавить литературные способности автора, то книгу можно ставить в один ряд с произведениями Владимира Арсеньева и Григория Федосеева. В походах у автора тоже были проводники, свои Дерсу Узала и Улукитканы из числа местных жителей.

В своих путешествиях Владимир Рыжков не расставался не только с фотоаппаратом, что помогало ему без субъективизма облекать увиденные пейзажи в словесные формы, но и с атрибутикой живописца. Можно, например, прочитать такие строки: «Проводники увели коней, чтобы привязать их пастись на ночь на приречных полянах, а я беру бумагу, акварельные карандаши и делаю свои наброски, и снова любуюсь несущимся мимо меня Аргутом».

Книга, на мой взгляд, будет интересна и тем читателям, которые ни разу не посещали Горный Алтай, не восторгались окрестностями даже с вершин невысоких гор, не дышали чистейшим воздухом, не пили воду из горных родников, не ощущали энергетики этого, как сейчас принято говорить, места силы. Но прочтение обязательно подтолкнёт к путешествию: конному, пешему, водному или даже на автомобилях, как это многократно делал Владимир Рыжков.

Автор родился в степном Алтае, но в детстве часто ездил к родственникам, которые проживали в горной местности Восточного Казахстана, являющемся частью Большого Алтая. И горы его захватили. И поэтому повзрослев каждое лето он становился путешественником, из года в год открывая для себя новые очарования, как при чтении следующих страниц интересной книги.

Может показаться, что из общего повествования выбивается сатирический очерк «Мёртвый конь». Но сделано это с умыслом, потому что описываемое событие имело место. Герой очерка связан с мелкими олигархами, которые беззастенчиво браконьерствуют в горах Алтая. Поэтому мало любоваться уникальной природой Горного Алтая, её надо беречь и сохранять для будущих поколений.

Алтай, действительно, сияющий. Но его сияние не дано увидеть браконьерам, «чёрным» лесорубам с бензопилами в кедровой тайге, тем, кто мусорит по берегам ручьёв и рек, тем, кто не способен обрести гармонию с природой. Алтай — это место борьбы добра и зла. И автор чувствует, что зло непременно будет повержено, потому что земные и небесные силы не на его стороне.

 

 

Григорий КУДРЯШОВ