21.10.2018
От первого лица
Иван Переверзин, как сказала бы Марина Цветаева, поэт развития: он каждой новой строкой, каждым новым стихотворением предстаёт пер...
Подробнее
22 июня Басманный районный суд города Москвы закрыл находящееся в производстве Главного следственного управления Следственного комитета...
Подробнее
«Хождение за правами» Какие концы! Какие края в нашей бескрайности! С детства любимая то ледяная, то огненно-жарк...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

 

 

 

События
В пятый раз вступили в борьбу за титул «Романтик года» поэты, прозаики и менестрели. Идеологом и организатором ...
Подробнее
В посольстве Республики Болгарии в Российской Федерации состоялась встреча творческой интеллигенции Болгарии и России с Президент...
Подробнее
Виктор Потанин, Владимир Костров и Константин Ковалев-Случевский стали лауреатами Патриаршей литературной премии 2018 года ...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Раиса Шиллимат о книге Татьяны Окоменюк
опубликовано: 23-07-2017

 

Выжить любой ценой!

 

«Голуби над куполами»  немецкого русскоязычного прозаика, лауреата международных литературных премий Татьяны Окоменюк оставляет лёгкое и светлое послевкусие...

 

Российский читатель знаком с её творчеством по книгам «Одинокие женщины желают…», «Отдам жену в хорошие руки», «Иуда», «Сокровища викингов», «Иллюзия свободы».

И вот — новый остросюжетный роман. Действие происходит в замкнутом пространстве заброшенного бомбоубежища, оставшегося ещё с советских времён. В подземелье не проникают солнечные лучи, свежего воздуха тоже нет. Кто-то из героев оказался здесь в силу неудачно сложившихся обстоятельств, кто-то по собственной глупости.

Пленники подземелья: сотрудник правоохранительных органов, бывший заключённый, монах. Каждый с собственным прошлым, но  объединённые теперь жутью безысходности, отсутствием надежды на будущее. В романе нет женщин, есть только семеро мужчин, оказавшихся в рабстве у этнической криминальной группировки.

На протяжении всего произведения читатель сопереживает пленникам, каждый из которых выписан автором мастерски, до рельефности, даже кот Обама и крысак Злыдень.

Колоритность характеров достигается разными приёмами. Прямое описание персонажа: «Нервно дёрнув коленкой, Павел стал подниматься. Минуту назад он выглядел довольно прилично: модная куртка необычной текстуры, пуловер с оригинальным принтом, плотные чёрные джинсы со множеством накладных карманов, кроссовки из натуральной перфорированной кожи. Всё новое, чистое — муха не сидела».

Иногда мы видим одного героя глазами другого: «"Ну, этот, скорее всего, играет Зомби", — решил Павел, переводя взгляд на третьего, похожего на актёра Филатова. Вот он-то как раз оставлял простор для воображения. Тонкое лицо, умные глаза, гладкий, без единой морщины лоб, породистый нос с аристократической горбинкой. Разбавленные сединой волосы схвачены в хвост аптечной резинкой. Мужчина был элегантен, несмотря на застиранную до асфальтовой серости рубашку, потёртые брюки и засаленную костюмную жилетку. В комплекте с ними неплохо бы смотрелась изъеденная молью бабочка, но её почему-то не было».

Или же мы узнаём о человеке через его воспоминания и раздумья: «Лялин подошёл к таракану и с хрустом размазал по бетонному полу его пятисантиметровую тушку. Белорус вздрогнул. Сам он и муху убить не мог. Потому как та — живое существо. Даже в детстве, когда его ровесники привязывали к хвостам кошек консервные банки и стреляли по воробьям из рогаток, он часами загонял в сачок залетевшую в квартиру пчелу, чтобы потом выпустить её на улицу. Носил к речке заблудившихся лягушек, уговаривал пауков уходить к соседям, хоронил раздавленных червяков».

Диалоги и монологи выполняют особую функцию в произведении: словно крупным мазкам кисти именно так делается основной акцент на индивидуальности говорящего. Иногда это вульгарность: «— Шандец! У тебя ничё не жмёт, когда ты команды раздаёшь? Не парят они никого! Усосал?». Иногда — размеренность и взвешенность натуры, склонность к философскому мироосмыслению: «Если ты не веришь в Бога, это ещё не значит, что Бог не верит в тебя…».

Итак, герои живут в условиях, когда сила человеческая и мягкотелость, жестокость и сердобольность вынуждены делить одну жилплощадь на всех, когда беспросветность становится обыденностью, неизбежны всплески агрессии, сменяющиеся провалами отчаяния и апатии. Все семеро остаются обычными людьми, которые элементарно хотят остаться в живых.

При первой встрече с одним из героев мы видим его совершенно раздавленным открывшейся правдой о том, что он не участник реалити-шоу, а самый настоящий узник. Позже именно он станет вестником освобождения из плена своих братьев по несчастью. Юноша сумеет преодолеть боязнь замкнутого пространства и вырваться на волю сквозь преграды и капканы подземных коммуникаций.

Автору удаётся с первых страниц держать читателя в напряжении, вопрос «что же будет дальше?» до конца остаётся открытым.

С самого начала Татьяна Окоменюк заставляет читателя проникнуться всё возрастающей симпатией к этим далёким от совершенства личностям, полюбить их, пережить вместе с ними их страдания и порадоваться трудной, не без потерь, победе. Она мастерски вовлекает нас в бурлящий поток дерзких мыслей и обнажённых чувств, предлагает задуматься над сложными вопросами бытия.

Роман «Голуби над куполами» читается на одном дыхании. Иначе и быть не может, ведь его герои, вопреки обстоятельствам, справляются с главной экзистенциальной задачей — сохраняют свою личную идентичность и находят в себе силы, чтобы остаться людьми.

 

 

Раиса ШИЛЛИМАТ