18.06.2018
От первого лица
Словом сближать народы В Доме Ростовых состоялось XIIIочередное общее собрание, собравшее делегатов 36 писательских организаци...
Подробнее
Не могу молчать! *** Диана КАН, член Союза писателей России, г. Оренбург Я нынешнему и прошлому руководству ничем не о...
Подробнее
На Олимпе теперь не только боги «Его родной край — знаменитый покрытый мрачной завесой природных тайн, край стерх...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

В Доме Ростовых 19 апреля в 16.00 состоится презентация сборника известных абхазских поэтов «Сухумская крепость», изданного по целевой программе Международного сообщества писательских союзов.

 

 

 

 

 

 

События
Со встречи с поклонниками поэзии в актовом зале Консульства РФ в Варне начались в Болгарии презентации книги стихов Владимира Фёдо...
Подробнее
На XV съезде Союза писателей Казахстана состоялись выборы нового председателя. Им стал Улугбек Есдаулет. Возглавлявший писат...
Подробнее
В этот солнечный апрельский день в Якутске сошлось вместе сразу несколько праздников – Вербное воскресенье, Проводы зимы,...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Юрий БОГДАНОВ о книге Льва КОТЮКОВА "Пепел тьмы"
опубликовано: 29-06-2016

 

«Я в огне листопада

вместе с Солнцем горю…»

 

 

Полтора года назад мы познакомились со стихами первого выпуска собрания избранных сочинений поэта Льва Котюкова под названием «Тайна вечности»…

Как отмечалось, «поэт в своих размышлениях о жизни уходит всё дальше и дальше в космическое пространство, пытаясь понять и осмыслить своё предназначение на Земле и воссоединиться с тем невидимым и непознанным миром, именуемым вечностью. И чем дальше, выше, глубже проникает поэт в эти сущности, тем "страшнее" становится ощущение сиюминутности нашего "пребывания" на Земле, не дающее времени познать вечное, именуемое божественным созданием».

В этом убеждает и новая книга Льва Котюкова «Пепел тьмы». Он не изменяет себе ни в тематике, ни в образной системе.

На мой взгляд, одно из сложных и глубоких стихотворений в книге это «Вихрь», которое необходимо процитировать полностью:

 

Превозмогаю дрожь пред вихрем многоглавым.

Вонзаю в ветер нож — и кровь, как дождь, на травы.

 

И в жутком гуле дня никто себя не слышит,

И вихрь, пронзив меня, моею кровью дышит.

 

И смрадом земляным угрюмо дышат домны,

Но с вихрем грозовым мы враз единокровны.

 

И вроде бы живу… И сам себе не страшен…

Швыряю нож в траву! Взмывает вихрь над пашней.

 

И славой, а не злом вдруг обернулось лихо.

И тихо всё кругом, но как-то слишком тихо…

 

Здесь «многоглавый» вихрь — многоглавый сказочный, а быть может, не сказочный, а реально существующий змей, поэтому и кровь. А как же без неё, когда идёт смертельный бой со всемирным злом? Вроде абстрактный образ приобретает реальную силу, с которой надо бороться и победить!

Эта борьба присутствует во многих и многих стихотворениях: «Пусть в отчем доме мрак…», «Сила души», «Как дом без окон и дверей…», «Не ко времени», «Имя моё», «Костры всесожженья». И особенно стихотворение «Непобеждённый»:

 

И прочь, тоска небытия!

И здравствуй, мир преображённый!

Пусть нынче победил не я,

Но я сейчас — непобеждённый…

 

Я верю вновь земным словам,

Презрев все неземные беды,

И миг сей вечный не отдам —

За все грядущие победы.

 

А так как одна из тем книги — борьба, то вот ещё один пример — концовка стихотворения «Эта жизнь»: «…И в огне листопада вместе с Солнцем горю, / Как воскресший из ада, как пропавший в раю. / Но, отринув смятенье в предзакатном дыму — / Эту жизнь, как бессмертье, не отдам никому».

Бойцовские качества поэта Льва Котюкова ярко проявляются в творчестве. Это не только борьба с обстоятельствами, судьбой, но, в первую очередь, с самим собой, своими страстями, которые, как у всякого творца, иногда перехлёстывают холодную логику. Возмущение действительностью, прорыв к обличению всех и вся ярко проявляется в стихотворениях «В защиту идиотизма, как всеобщей неизбежности», «Счастье и жизнь», «В стране непрощённых», «Земля отчуждения», «Сонет в защиту Сталина» и других. Характерное для этой темы стихотворение «Развал»:

 

Возжелали воли свинской,

Сокрушили всё подряд…

Но по воле сатанинской

Обрели досрочно ад.

 

И без смысла, и без цели,

Как обвал, за годом — год.

И в безоблачном приделе —

Никого Господь не ждёт.

 

Не воскреснет нынче Сталин,

И таланты не нужны,

И сижу среди развалин,

Как развалина страны

 

Словно гимн, звучат стихи, посвящённые Слову и Слову Божию, в которых поэт признаётся в любви, в первую очередь, Богу. Вот как в стихотворении «Сумрачным долом»: «И не прощённый Словом бессмертным — / К дому шагаю долом рассветным. / К дому шагаю росной тропою, / Дышит в затылок время слепое. / И впереди никого, кроме Бога, — / И бесконечна к дому дорога. / Долом рассветным, сумрачным долом, — / В неизречённом, с тайным глаголом…».

Как и в книге «Тайна вечности», в «Пепле тьмы» у поэта превалирует тема любви. Она звучит, как горный поток, спускающийся откуда-то с небес:

 

Ангел Божий, как бесплотный луч,

Тайный вестник Божьего молчанья.

Он нисходит с занебесных круч

И незрим телесными очами.

 

Сколько раз, теснимый волей злой,

Он спасал любовь мою над бездной!

Но любовью обделён земной

Ангел мой — хранитель мой Небесный.

 

По-юношески светлое стихотворение «Ты хороша не по летам», в котором любовь предстаёт перед читателем в образе юной девушки. Да и сам поэт, увлёкшийся этим прекрасным образом, молодеет на глазах и как бы летит на крыльях за ним в свою юность. Вот две первые строфы этого лёгкого, прозрачного стихотворения:

 

Ты хороша не по летам,

      Но ничего не ждёшь…

И словно в детстве — по цветам

      На цыпочках идёшь.

 

Идёшь, любовь, навстречу мне —

      Дрожит медовый цвет,

И травы горькие во тьме

      Тебя хранят от бед…

 

Умудрённый жизнью поэт на просто констатирует факт появления любви на горизонте жизни, а находит всё новые и новые краски, образы для её воплощения в слове, чтобы передать свои яркие незатухающие со временем ощущения:

 

И тёмный круг всё уже, уже,

      И свет седой дрожит в крови,

И я себе давно не нужен,

      Но странно — надобен любви.

 

И вновь в любви моё спасенье,

      Как искупленье тёмных дней,

Как неземное вдохновенье —

      На горестной земле морей…

 

Но всё же Божественная любовь превыше нашей, человеческой, которая, как отсвет той великой любви Бога ко всему человечеству. А поэт является «проводником» этой любви. Так, в стихотворении «певец любви», посвящённом «Моему другу. Поэту Ивану Переверзину» Лев Котюков выдаёт свою концепцию Божественной любви, без которой пишущему человеку сложно стать поэтом. Это ёмкое по смыслу и содержанию произведение необходимо привести полностью:

 

Всех соблазнить в подлунном мире

Готов антихрист в тёмный час.

Но, ты поэт, внимая лире,

Пой о любви, как в первый раз.

 

Пусть соблазняет нас лукавый,

Ведь он когда-то был в раю.

Но ты, поэт — сын Божьей славы, —

Пой Богу про любовь свою.

 

Пусть не спасёт любовь от жизни,

Но вот от смерти — может быть…

И, может, вновь прозреют выси,

Что нам дано ещё любить.

 

Пусть зло почти всесильно в мире,

Пусть Бог почти забыл про нас

Но ты, поэт, внимая лире, —

Пой о любви, как в смертный час!

 

Цельность стихотворной стороны книг «Тайна вечности» и «Пепел тьмы» не вызывает сомнения. Почему именно «стихотворной стороны»? «Тайна вечности» была дополнена переводами Льва Котюкова из Эдгара По, которые также рассматривались рецензентом; «Пепел тьмы» — высказываниями поэта по поводу. Это отдельная история, не связанная напрямую с поэзией. Поэтому, если бы вторая часть книги «превратилась» в самостоятельное произведение, на мой взгляд, было бы логично.

 

 

Лев НИЖЕГОРОДСКИЙ