19.05.2019
От первого лица
Новая книга, выпущенная в этом месяце в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов и издательства...
Подробнее
Наряду с журналом «Голос Востока» и еженедельником «Литература и искусство» русскоязычный литера...
Подробнее
А что такое дым бессмертия, в этот вечер мог понять каждый: курилась ая-ганга, голубая трава, привезённая из Улан-Удэ, ко...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

Диплом Ивану ПЕРЕВЕРЗИНУ

за особую роль

в укреплении мира на планете

 

 

События
11 марта мир отметил День содружества наций. В честь этого события Благотворительный общественный Московский фонд мира награди...
Подробнее
В Гаване прошла научная конференция «Равновесие мира» им. Хосе Марти, на которой Международное сообщество писательских...
Подробнее
Песни на стихи Алексея Фатьянова люди поют, порой, не зная автора, считая слова народными. Не это ли лучшая память поэту?! ...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Над учебником литературы
опубликовано: 27-04-2016

 

 

Александр ВЫРВИЧ

 

О смысле жизни, гриппе и учебнике по литературе

 

В наше беспокойное время, когда к будничным заботам телевизор добавляет бесконечные проблемы то в Сирии, на Украине или Турции, то с низкими ценами на нефть, то с высоким курсом доллара и т.д. и т.п., буквально некогда остановиться, найти спокойную минуту и подумать о вечном, глобальном и бесконечном...

 

 А так хочется иногда порассуждать, например, о смысле жизни!

Во всех существующих учениях и течениях, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшними теориями, ответ на простой вопрос, в чём заключается смысл жизни, так запутан, что невольно начинаешь подозревать: учёные различной направленности усложнили его специально, чтобы в своих рассуждениях, оторвавшись от реальной жизни, возвыситься над толпой, показывая и доказывая свою учёность и незаменимость.

А если опуститься на грешную землю и посмотреть в корень этого вопроса, отбросив всё лишнее и надуманное, то ответ приходит сам собой: «Смысл жизни — в продолжении самой жизни». Потому что если у нас не будет детей и внуков, то наступит момент, когда некому и не у кого будет спросить о смысле жизни.

Понимая, что от того, как будет подготовлена наша смена, зависит многое, обязательно приходишь к вопросу о качестве нашего образования, даже не высшего, не академического, а простого — среднего. Именно в школе ребёнок вбирает в себя основные правила поведения в обществе и основы образования, опираясь на которые он начинает готовить себя к последующему переходу ко взрослой жизни, к овладению профессиональными знаниями и навыками.

И на стадии начального образования одним из важных предметов, сочетающих в себе элементы обучения и воспитания, является литература. Ребёнок учится читать не на основе рекламных вывесок, а на основе небольших рассказов, поучительных историй о жизни, взаимоотношениях людей, животных…Читая, маленький человек познаёт мир и своё место в нём. А если учит наизусть стихи, то развивая свою память, он тоже узнаёт много интересного, занимательного и поучительного. Излишне говорить, что качество рассказов и стихотворений, помещённых в учебник, должно быть безупречно со всех точек зрения.

 

Зимой из-за эпидемии гриппа моя внучка десять дней не посещала школу, жила у нас, каждый день делала домашние задания на нашей кухне.

Слышу, что-то там она бубнит. Что-то учит наизусть. Думаю, зайду тихонько, посмотрю… Если уже выучила, то проверю. Пусть мне расскажет. Захожу и вижу, что она усердно твердит какое-то незнакомое мне стихотворение. Только вот содержание непонятное. Осторожно беру учебник в руки. На ярко-розовой обложке значится: «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2». Открываю, читаю: «Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе (в двух частях) из серии "Школа России"». Ниже: «Часть вторая. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Далее указаны авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Авторы, понимая, что учебник — дело серьёзное, заручились поддержкой очень солидных организаций, потому что здесь же написано, что «на учебник получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук». Выпущена книга издательством «Просвещение» в 2013 году. И, чтобы развеять какие-либо сомнения в компетентности авторов и отмести ненужные вопросы, в аннотации указывается, что «учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования» и что «содержание учебника строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов», а это, естественно, «позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием школьников».

Другими словами, ни у родителей, не говоря уже о самих школьниках, ни у учителей не должно возникать ни малейшего сомнения о качестве содержания данного учебника, потому что всех причастных к его появлению «на хромой кобыле не объедешь».

Наконец, читаю стихотворение, которое учила внучка. Его написал Саша Чёрный и называется оно «Что ты тискаешь утёнка?». Прочитав его, я оказался в странном состоянии между замешательством и шоком.

Я ничего не имею против Александра Гликберга, выросшего в бедной многодетной еврейской семье в Одессе. Понимаю, что возможности посетить в детстве зоопарк у него не было, потому что, когда за неуспеваемость тебя неоднократно отчисляют из гимназии, то не до зоопарков. Покинув Россию после революции 1917 года и проживая в Литве, Германии и Франции, наверное, он тоже не смог посетить зоопарк и увидеть там, к примеру, бегемота. Ведь если бы он знал, как выглядит бегемот, то не написал бы таких строк, которые сейчас пытается выучить моя внучка.

 

…Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать…

 

Ну, не знает Саша Чёрный, что у многих животных, к примеру, лошадей, слонов, жирафов, страусов, а также и у бегемотов нет лап.

Но внучка-то моя это знает!

Я её водил и в Одесский, и в Московский зоопарки. Кто должен отвечать на её недоумённые вопросы по этому поводу? Я, родители, учителя или составители учебника?

Саша Чёрный точно не ответит, потому что умер во Франции в далёком 1932 году.

 

Но эта проблема с несуществующими лапами бегемота, оказывается, и вовсе не проблема, а так — «цветочек». Потому что дальше в этом стихотворении (напомню, оно —для детей) есть ещё и «ягодка», припасённая автором:

 

…Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

 

И если придуманные автором лапы бегемота можно хоть как-то объяснить, мол, Саша плохо учился в школе и никогда не был в зоопарке, а передачи «В мире животных» в то время не было, то лапы мальчика…

Если это не издевательство, не попытка повлиять на неокрепшие детские умы и не желание подменить отсутствие здравого смысла какими-то фантасмагорическими образами, то что? А если это желание, то чьё оно? Автора или составителей учебника?

И вы думаете, это всё? Что на этом «поэтические перлы» для детей закончились? Как бы не так!

После стихотворения об утёнке и лапах размещено следующее, под названием «Воробей»:

 

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось…

 

И что я должен отвечать внучке, если она, прочитав такое описание хорошо известной ей птички, спросит: «А это что, дядя описал пьяного воробья?».

После всего этого третье стихотворение под названием «Слон» можно было бы и не читать. Ну подумаешь, слон на вопрос, почему он качает головой, отвечает:

 

— От того что, потому что, потому, —

Всё я думаю, дружок, и не пойму…

 

Если бы я на любой из миллиона вопросов своей внучки, начинающихся словом «почему», ответил: «От того что, потому что, потому…», то в глазах ребёнка выглядел бы как минимум очень странным. Но слону, по мнению автора и составителей, это можно. Что с него взять? Слон, он и в Африке — слон.

 

Жаль наших детей. И внучку мою жаль. Жаль всех, кто вынужден учиться на таких стихах, потому что никогда они не полюбят русскую поэзию, пытаясь выучить такие стихи наизусть.

 Стихи с техническими ошибками и искажённым смыслом не должны попадать в учебники для детей!

 Вообще-то, они не должны попадать ни в какие сборники и авторские книги! А для этого всего-то надо, чтобы составлялись такие учебники не только представителями Министерства образования, а с обязательным привлечением профессиональных поэтов, членов Союза писателей России.

 

Я точно знаю, что такая же проблема существовала в небольшом государстве под названием Приднестровская Молдавская Республика. Там министерство просвещения пыталось выпускать учебники на свой вкус, без должных консультаций. Но это было вовремя пресечено, и налажено взаимодействие с писателями. Теперь там никому не стыдно за те произведения в стихах и прозе, которые включены в учебники по литературе.