19.06.2018
От первого лица
Словом сближать народы В Доме Ростовых состоялось XIIIочередное общее собрание, собравшее делегатов 36 писательских организаци...
Подробнее
Не могу молчать! *** Диана КАН, член Союза писателей России, г. Оренбург Я нынешнему и прошлому руководству ничем не о...
Подробнее
На Олимпе теперь не только боги «Его родной край — знаменитый покрытый мрачной завесой природных тайн, край стерх...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

В Доме Ростовых 19 апреля в 16.00 состоится презентация сборника известных абхазских поэтов «Сухумская крепость», изданного по целевой программе Международного сообщества писательских союзов.

 

 

 

 

 

 

События
Со встречи с поклонниками поэзии в актовом зале Консульства РФ в Варне начались в Болгарии презентации книги стихов Владимира Фёдо...
Подробнее
На XV съезде Союза писателей Казахстана состоялись выборы нового председателя. Им стал Улугбек Есдаулет. Возглавлявший писат...
Подробнее
В этот солнечный апрельский день в Якутске сошлось вместе сразу несколько праздников – Вербное воскресенье, Проводы зимы,...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

Над учебником литературы
опубликовано: 27-04-2016

 

 

Александр ВЫРВИЧ

 

О смысле жизни, гриппе и учебнике по литературе

 

В наше беспокойное время, когда к будничным заботам телевизор добавляет бесконечные проблемы то в Сирии, на Украине или Турции, то с низкими ценами на нефть, то с высоким курсом доллара и т.д. и т.п., буквально некогда остановиться, найти спокойную минуту и подумать о вечном, глобальном и бесконечном...

 

 А так хочется иногда порассуждать, например, о смысле жизни!

Во всех существующих учениях и течениях, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшними теориями, ответ на простой вопрос, в чём заключается смысл жизни, так запутан, что невольно начинаешь подозревать: учёные различной направленности усложнили его специально, чтобы в своих рассуждениях, оторвавшись от реальной жизни, возвыситься над толпой, показывая и доказывая свою учёность и незаменимость.

А если опуститься на грешную землю и посмотреть в корень этого вопроса, отбросив всё лишнее и надуманное, то ответ приходит сам собой: «Смысл жизни — в продолжении самой жизни». Потому что если у нас не будет детей и внуков, то наступит момент, когда некому и не у кого будет спросить о смысле жизни.

Понимая, что от того, как будет подготовлена наша смена, зависит многое, обязательно приходишь к вопросу о качестве нашего образования, даже не высшего, не академического, а простого — среднего. Именно в школе ребёнок вбирает в себя основные правила поведения в обществе и основы образования, опираясь на которые он начинает готовить себя к последующему переходу ко взрослой жизни, к овладению профессиональными знаниями и навыками.

И на стадии начального образования одним из важных предметов, сочетающих в себе элементы обучения и воспитания, является литература. Ребёнок учится читать не на основе рекламных вывесок, а на основе небольших рассказов, поучительных историй о жизни, взаимоотношениях людей, животных…Читая, маленький человек познаёт мир и своё место в нём. А если учит наизусть стихи, то развивая свою память, он тоже узнаёт много интересного, занимательного и поучительного. Излишне говорить, что качество рассказов и стихотворений, помещённых в учебник, должно быть безупречно со всех точек зрения.

 

Зимой из-за эпидемии гриппа моя внучка десять дней не посещала школу, жила у нас, каждый день делала домашние задания на нашей кухне.

Слышу, что-то там она бубнит. Что-то учит наизусть. Думаю, зайду тихонько, посмотрю… Если уже выучила, то проверю. Пусть мне расскажет. Захожу и вижу, что она усердно твердит какое-то незнакомое мне стихотворение. Только вот содержание непонятное. Осторожно беру учебник в руки. На ярко-розовой обложке значится: «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2». Открываю, читаю: «Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе (в двух частях) из серии "Школа России"». Ниже: «Часть вторая. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Далее указаны авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Авторы, понимая, что учебник — дело серьёзное, заручились поддержкой очень солидных организаций, потому что здесь же написано, что «на учебник получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук». Выпущена книга издательством «Просвещение» в 2013 году. И, чтобы развеять какие-либо сомнения в компетентности авторов и отмести ненужные вопросы, в аннотации указывается, что «учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования» и что «содержание учебника строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов», а это, естественно, «позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием школьников».

Другими словами, ни у родителей, не говоря уже о самих школьниках, ни у учителей не должно возникать ни малейшего сомнения о качестве содержания данного учебника, потому что всех причастных к его появлению «на хромой кобыле не объедешь».

Наконец, читаю стихотворение, которое учила внучка. Его написал Саша Чёрный и называется оно «Что ты тискаешь утёнка?». Прочитав его, я оказался в странном состоянии между замешательством и шоком.

Я ничего не имею против Александра Гликберга, выросшего в бедной многодетной еврейской семье в Одессе. Понимаю, что возможности посетить в детстве зоопарк у него не было, потому что, когда за неуспеваемость тебя неоднократно отчисляют из гимназии, то не до зоопарков. Покинув Россию после революции 1917 года и проживая в Литве, Германии и Франции, наверное, он тоже не смог посетить зоопарк и увидеть там, к примеру, бегемота. Ведь если бы он знал, как выглядит бегемот, то не написал бы таких строк, которые сейчас пытается выучить моя внучка.

 

…Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать…

 

Ну, не знает Саша Чёрный, что у многих животных, к примеру, лошадей, слонов, жирафов, страусов, а также и у бегемотов нет лап.

Но внучка-то моя это знает!

Я её водил и в Одесский, и в Московский зоопарки. Кто должен отвечать на её недоумённые вопросы по этому поводу? Я, родители, учителя или составители учебника?

Саша Чёрный точно не ответит, потому что умер во Франции в далёком 1932 году.

 

Но эта проблема с несуществующими лапами бегемота, оказывается, и вовсе не проблема, а так — «цветочек». Потому что дальше в этом стихотворении (напомню, оно —для детей) есть ещё и «ягодка», припасённая автором:

 

…Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

 

И если придуманные автором лапы бегемота можно хоть как-то объяснить, мол, Саша плохо учился в школе и никогда не был в зоопарке, а передачи «В мире животных» в то время не было, то лапы мальчика…

Если это не издевательство, не попытка повлиять на неокрепшие детские умы и не желание подменить отсутствие здравого смысла какими-то фантасмагорическими образами, то что? А если это желание, то чьё оно? Автора или составителей учебника?

И вы думаете, это всё? Что на этом «поэтические перлы» для детей закончились? Как бы не так!

После стихотворения об утёнке и лапах размещено следующее, под названием «Воробей»:

 

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось…

 

И что я должен отвечать внучке, если она, прочитав такое описание хорошо известной ей птички, спросит: «А это что, дядя описал пьяного воробья?».

После всего этого третье стихотворение под названием «Слон» можно было бы и не читать. Ну подумаешь, слон на вопрос, почему он качает головой, отвечает:

 

— От того что, потому что, потому, —

Всё я думаю, дружок, и не пойму…

 

Если бы я на любой из миллиона вопросов своей внучки, начинающихся словом «почему», ответил: «От того что, потому что, потому…», то в глазах ребёнка выглядел бы как минимум очень странным. Но слону, по мнению автора и составителей, это можно. Что с него взять? Слон, он и в Африке — слон.

 

Жаль наших детей. И внучку мою жаль. Жаль всех, кто вынужден учиться на таких стихах, потому что никогда они не полюбят русскую поэзию, пытаясь выучить такие стихи наизусть.

 Стихи с техническими ошибками и искажённым смыслом не должны попадать в учебники для детей!

 Вообще-то, они не должны попадать ни в какие сборники и авторские книги! А для этого всего-то надо, чтобы составлялись такие учебники не только представителями Министерства образования, а с обязательным привлечением профессиональных поэтов, членов Союза писателей России.

 

Я точно знаю, что такая же проблема существовала в небольшом государстве под названием Приднестровская Молдавская Республика. Там министерство просвещения пыталось выпускать учебники на свой вкус, без должных консультаций. Но это было вовремя пресечено, и налажено взаимодействие с писателями. Теперь там никому не стыдно за те произведения в стихах и прозе, которые включены в учебники по литературе.