26.05.2019
От первого лица
Новая книга, выпущенная в этом месяце в рамках издательской программы Международного сообщества писательских союзов и издательства...
Подробнее
Наряду с журналом «Голос Востока» и еженедельником «Литература и искусство» русскоязычный литера...
Подробнее
А что такое дым бессмертия, в этот вечер мог понять каждый: курилась ая-ганга, голубая трава, привезённая из Улан-Удэ, ко...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

Диплом Ивану ПЕРЕВЕРЗИНУ

за особую роль

в укреплении мира на планете

 

 

События
11 марта мир отметил День содружества наций. В честь этого события Благотворительный общественный Московский фонд мира награди...
Подробнее
В Гаване прошла научная конференция «Равновесие мира» им. Хосе Марти, на которой Международное сообщество писательских...
Подробнее
Песни на стихи Алексея Фатьянова люди поют, порой, не зная автора, считая слова народными. Не это ли лучшая память поэту?! ...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

О творчестве Александра ЖУКОВА
опубликовано: 05-02-2016

 

Сатира — это философия

 

Начну с непривычной для литературной статьи сенсации. Наконец-то сбылось! Послужили делу рынка Блок и Заболоцкий — в рекламе продукции парфюмерии. И мы познали—совсем не у Заболоцкого, — «что есть красота и почему её обожествляют люди», явленную обнажёнными красотками. Миллионы телезрителей едва ли не впервые тем же манером встретились с блоковскими строками: «О весна без конца и без краю! Без конца и без краю мечта!»

 

«Узнаю тебя, жизнь!..». Но вот все ли «принимают» такое издевательское обращение с великими — трагическими и зовущими к свету — строками поэзии? Тут явный отсыл к ироническому «пора популярить изыски» Игоря Северянина. Казус не праздный, не вкусовой. Налицо глухота к высшей энергетике, дарованной человечеству — энергетике слова. Профанация культуры, а не приобщение к мыслям, судьбоносным путям, чувствам и озарениям, даруемым творцами людям. Что делать — выхода нет? Но тут дерзко вступает современный поэт Александр Жуков:

 

    Вот какие советы

    Жизнь порой намдаёт:

    Если выхода нету,

    Выходите, где «Вход»!

 

 Изречение в духе Омара Хайяма. Александр Жуков, словно бросаясь со скалы тысячелетий, обрёл своё дело в литературе. Мировая мудрость должна дойти до умов и сердец наших малообразованных и не задумывающихся над мудростью выстраданного человечеством современников. Жуков — слышит и рифмует в четверостишиях и двустишиях знаменитые и малоизвестные в России изречения великих, значимых деятелей культуры мира. Сберегает их, одновременно наслаждаясь. И — творит их, открывая самому себе новые поэтические пути.

 

  Тайны вдохновения современный поэт объясняет в предисловии к книге «Негаснущие звёзды»: «Похожие мысли, выраженные другими словами, то есть отличающиеся по форме, зачастую таят в себе новый, порой неожиданные поворот, некое развитие, продолжение темы и мыслей, уже высказанных ранее…». Даже сатирически: «Порой откроешь истину избитую настолько, что узнать её нельзя». Не в укор корифеям, а в силу особенностей личного дара. Собирая в свои строки увлекшие его знаменитые и неизвестные многим афоризмы, философемы со всегомира, поэт чутко улавливает и включает в своесобрание и сатиру — плод горького опыта былых времен.

 

          ЧИТАЯ М. ТВЕНА

     Хотя в большинстве и тупа,

     Хотя и горланит, и стонет,

     Единственный критик — толпа,

     Чьё мненье чего-нибудь стоит!

 

   Жукова привлёк весьма демократичный, даже восторженный, твеновский посыл. Стал для него творческим открытием, стремлением к просвещению самой толпы. Александр Николаевич утвердился в понимании: однажды явленная мудрость не угасает. И он ревностно, упорно несёт читателю почерпнутые у знаменитых, высвеченные и собственным злободневным сатирическим окрасом летучие, сверкающие огни мысли.

   О политике: «Голоса избирателей, — может, как знать? — было б лучше их взвешивать, а не считать». — Фридрих Шиллер.

  Свободе: «В чём суть свободы? — кто поймёт, бывает ли она в природе? А может быть, свободен тот, кто думает, что он — свободен!» — Казанова.

    О буме и глупости, парадоксах семьи, пороках, словоблудии, удаче, о труде, заботах и наслаждениях, о соперничестве и победах — истинных и мнимых. «Идём вперёд, как ни было бы сложно, когда назад вернуться невозможно», — по Честертону.

  Александр Жуков сохраняет доброжелательность образцов. Но — сатирик по творческому дару, метко усиливает и её беспощадность. О ложной филантропии: «Тем знаменит сей Филантроп, что деньги дал на чей-то гроб!» — американец Ральф Эмерсон. С мощной помощью знаменитостей былого Жуков чутко держит руку на пульсе современности. И сам включается — изумляясь—мыслью о человечестве:

 

     Живут в ожидании чуда!

     И встретить мечтают повсюду,

     И ждут поворота в судьбе…

     И чуда не видят в себе!

 

   Здесь Жуков словно противоречит почти непререкаемому английскому мыслителю Карлейлю:

 

         НА ЛОНДОНСКОМ МОСТУ

     Идут три тысячи людей —

     Все поперек реки,

     Все — абсолютно без идей,

     Глупцы и дураки.

 

   И как истинный поэт мысли вторит художественно зримому изречению Аристотеля,  пересказанному Диогеном:

 

     Так на вопрос ответил он,

     Когда его спросил калека:

     — Что есть надежда?

     — Это сон

     Проснувшегося человека.

 

    Анализируя серьёзный, глубинный порыв поэта, нельзя не сказать, что это действительно его призвание. Ведь Александр Жуков и в своей лирике прежде всего художник мысли.

 

     Как тихо в мире на закате года!

     Но слуху различимые едва,

     Как бы сквозь сон ещё твердит природа

     Какие-то знакомые слова

 

    Строки мыслящей образности — чего стоят «знакомые слова» природы…Жуков мог бы занять редкое в русской поэзии, пустующее со времен Батюшкова, Баратынского место признанных традицией поэтов-философов. «Былая суть моя на радость или муку из тьмы небытия протягивает руку?»

  Во многих мудрых признаниях вырисовывается и личностный образ самого поэта Жукова, его духовные пристрастия: «О нет, не дело поправлять природу, пускай цветёт себе и нам в угоду, она —в том убеждаешься не раз, — дорогу жизни знает лучше нас»,— Монтень.

 

   «Действительное благо — это знание, невежество — действительное зло», — Диоген.

  «Лишь тот всегда на высоте, кто верен юности мечте» — Шиллер.

  И, можно сказать, слово в слово с рифмуемым знаменитым автором: «Пусть мракобесы никак не поймут, но это воистину так: каждая книга, которую жгут, всё же сжигает мрак!» — Ральф Эмерсон.

 

  Да, Жуков чутко улавливает сатиру во мнениях знаменитых авторов. Многое открыл для себя и образно донёс до нас. Неслучайно даже не читающий стихов читатель с интересом всё же пробегает его щедро пропитанные сатирой четверостишия и двустишия.

  Порой лишь в желании посмеяться. А выходит — в философию.

 

Инна ШЕВЕЛЁВА