22.10.2018
От первого лица
Иван Переверзин, как сказала бы Марина Цветаева, поэт развития: он каждой новой строкой, каждым новым стихотворением предстаёт пер...
Подробнее
22 июня Басманный районный суд города Москвы закрыл находящееся в производстве Главного следственного управления Следственного комитета...
Подробнее
«Хождение за правами» Какие концы! Какие края в нашей бескрайности! С детства любимая то ледяная, то огненно-жарк...
Подробнее
Авторы
Наши партнеры

starodymov.ru

vfedorov.yakutia1.ru

Особый случай

 

 

 

 

 

 

События
В пятый раз вступили в борьбу за титул «Романтик года» поэты, прозаики и менестрели. Идеологом и организатором ...
Подробнее
В посольстве Республики Болгарии в Российской Федерации состоялась встреча творческой интеллигенции Болгарии и России с Президент...
Подробнее
Виктор Потанин, Владимир Костров и Константин Ковалев-Случевский стали лауреатами Патриаршей литературной премии 2018 года ...
Подробнее
Память

 

 

Календарь

О творчестве Александра ЖУКОВА
опубликовано: 05-02-2016

 

Сатира — это философия

 

Начну с непривычной для литературной статьи сенсации. Наконец-то сбылось! Послужили делу рынка Блок и Заболоцкий — в рекламе продукции парфюмерии. И мы познали—совсем не у Заболоцкого, — «что есть красота и почему её обожествляют люди», явленную обнажёнными красотками. Миллионы телезрителей едва ли не впервые тем же манером встретились с блоковскими строками: «О весна без конца и без краю! Без конца и без краю мечта!»

 

«Узнаю тебя, жизнь!..». Но вот все ли «принимают» такое издевательское обращение с великими — трагическими и зовущими к свету — строками поэзии? Тут явный отсыл к ироническому «пора популярить изыски» Игоря Северянина. Казус не праздный, не вкусовой. Налицо глухота к высшей энергетике, дарованной человечеству — энергетике слова. Профанация культуры, а не приобщение к мыслям, судьбоносным путям, чувствам и озарениям, даруемым творцами людям. Что делать — выхода нет? Но тут дерзко вступает современный поэт Александр Жуков:

 

    Вот какие советы

    Жизнь порой намдаёт:

    Если выхода нету,

    Выходите, где «Вход»!

 

 Изречение в духе Омара Хайяма. Александр Жуков, словно бросаясь со скалы тысячелетий, обрёл своё дело в литературе. Мировая мудрость должна дойти до умов и сердец наших малообразованных и не задумывающихся над мудростью выстраданного человечеством современников. Жуков — слышит и рифмует в четверостишиях и двустишиях знаменитые и малоизвестные в России изречения великих, значимых деятелей культуры мира. Сберегает их, одновременно наслаждаясь. И — творит их, открывая самому себе новые поэтические пути.

 

  Тайны вдохновения современный поэт объясняет в предисловии к книге «Негаснущие звёзды»: «Похожие мысли, выраженные другими словами, то есть отличающиеся по форме, зачастую таят в себе новый, порой неожиданные поворот, некое развитие, продолжение темы и мыслей, уже высказанных ранее…». Даже сатирически: «Порой откроешь истину избитую настолько, что узнать её нельзя». Не в укор корифеям, а в силу особенностей личного дара. Собирая в свои строки увлекшие его знаменитые и неизвестные многим афоризмы, философемы со всегомира, поэт чутко улавливает и включает в своесобрание и сатиру — плод горького опыта былых времен.

 

          ЧИТАЯ М. ТВЕНА

     Хотя в большинстве и тупа,

     Хотя и горланит, и стонет,

     Единственный критик — толпа,

     Чьё мненье чего-нибудь стоит!

 

   Жукова привлёк весьма демократичный, даже восторженный, твеновский посыл. Стал для него творческим открытием, стремлением к просвещению самой толпы. Александр Николаевич утвердился в понимании: однажды явленная мудрость не угасает. И он ревностно, упорно несёт читателю почерпнутые у знаменитых, высвеченные и собственным злободневным сатирическим окрасом летучие, сверкающие огни мысли.

   О политике: «Голоса избирателей, — может, как знать? — было б лучше их взвешивать, а не считать». — Фридрих Шиллер.

  Свободе: «В чём суть свободы? — кто поймёт, бывает ли она в природе? А может быть, свободен тот, кто думает, что он — свободен!» — Казанова.

    О буме и глупости, парадоксах семьи, пороках, словоблудии, удаче, о труде, заботах и наслаждениях, о соперничестве и победах — истинных и мнимых. «Идём вперёд, как ни было бы сложно, когда назад вернуться невозможно», — по Честертону.

  Александр Жуков сохраняет доброжелательность образцов. Но — сатирик по творческому дару, метко усиливает и её беспощадность. О ложной филантропии: «Тем знаменит сей Филантроп, что деньги дал на чей-то гроб!» — американец Ральф Эмерсон. С мощной помощью знаменитостей былого Жуков чутко держит руку на пульсе современности. И сам включается — изумляясь—мыслью о человечестве:

 

     Живут в ожидании чуда!

     И встретить мечтают повсюду,

     И ждут поворота в судьбе…

     И чуда не видят в себе!

 

   Здесь Жуков словно противоречит почти непререкаемому английскому мыслителю Карлейлю:

 

         НА ЛОНДОНСКОМ МОСТУ

     Идут три тысячи людей —

     Все поперек реки,

     Все — абсолютно без идей,

     Глупцы и дураки.

 

   И как истинный поэт мысли вторит художественно зримому изречению Аристотеля,  пересказанному Диогеном:

 

     Так на вопрос ответил он,

     Когда его спросил калека:

     — Что есть надежда?

     — Это сон

     Проснувшегося человека.

 

    Анализируя серьёзный, глубинный порыв поэта, нельзя не сказать, что это действительно его призвание. Ведь Александр Жуков и в своей лирике прежде всего художник мысли.

 

     Как тихо в мире на закате года!

     Но слуху различимые едва,

     Как бы сквозь сон ещё твердит природа

     Какие-то знакомые слова

 

    Строки мыслящей образности — чего стоят «знакомые слова» природы…Жуков мог бы занять редкое в русской поэзии, пустующее со времен Батюшкова, Баратынского место признанных традицией поэтов-философов. «Былая суть моя на радость или муку из тьмы небытия протягивает руку?»

  Во многих мудрых признаниях вырисовывается и личностный образ самого поэта Жукова, его духовные пристрастия: «О нет, не дело поправлять природу, пускай цветёт себе и нам в угоду, она —в том убеждаешься не раз, — дорогу жизни знает лучше нас»,— Монтень.

 

   «Действительное благо — это знание, невежество — действительное зло», — Диоген.

  «Лишь тот всегда на высоте, кто верен юности мечте» — Шиллер.

  И, можно сказать, слово в слово с рифмуемым знаменитым автором: «Пусть мракобесы никак не поймут, но это воистину так: каждая книга, которую жгут, всё же сжигает мрак!» — Ральф Эмерсон.

 

  Да, Жуков чутко улавливает сатиру во мнениях знаменитых авторов. Многое открыл для себя и образно донёс до нас. Неслучайно даже не читающий стихов читатель с интересом всё же пробегает его щедро пропитанные сатирой четверостишия и двустишия.

  Порой лишь в желании посмеяться. А выходит — в философию.

 

Инна ШЕВЕЛЁВА